Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Статьей 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, а статьей 10.7 - за сокрытие сведений о внезапном падеже или о массовых заболеваниях животных.
Рассматриваемый законопроект направлен на усиление административной ответственности за совершение названных правонарушений в сфере ветеринарии.
Также, помимо увеличения размеров административных штрафов, законопроектом предлагается дополнение статьи 10.6 Кодекса новыми составами, предусматривающими ответственность за повторное совершение таких административных правонарушений.
Разработчиками законодательной инициативы отмечается, что размеры действующих административных штрафов (например, по статье 10.6 для граждан он составляет от пятисот до одной тысячи рублей, для должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей) не являются для нарушителей ветеринарного законодательства пресекательной мерой.
Вместе с тем, небольшие суммы штрафов являются основной из причин неисполнения требований, выполнение которых обеспечивает благополучие территории России по заразным болезням животных, безопасность в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продукции, а также не стимулируют граждан, организации и индивидуальных предпринимателей к соблюдению ветеринарного законодательства.
Анализ информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии и Россельхознадзора о правоприменительной практике, включая сведения о количестве выявленных административных правонарушений, сумме штрафов и динамике указанных показателей свидетельствует о росте случаев рецидива нарушений ветеринарного законодательства, ответственность за которые предусмотрена действующими статьями 10.6 и 10.7 Кодекса.
При этом по части первой статьи 10.6 Кодекса отмечается рост количества выявленных правонарушений в 2019 году по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Увеличение роста правонарушений отмечено также и по статье 10.7.
Законопроект имеет высокую значимость для обеспечения биологической безопасности страны. Распространение таких социально-опасных заболеваний, как африканская чума свиней, ящур, высокопатогенный грипп птиц и ряд других во многих случаях происходит через хозяйства, не уделяющих достаточного внимания уровню биологической защиты и в которых регистрируются нарушения установленных законодательством в сфере ветеринарии требования к содержанию животных.
Учитывая значимость обозначенной в законодательной инициативе проблемы полагаем целесообразным поддержать ее концепцию.
Вместе с тем, обращаем внимание на то, что в приложенных к законопроекту материалах не содержится обоснования десятикратного увеличения размера штрафов для граждан, тогда как для юридических лиц санкции предложено увеличить только в три раза. Данный подход к такому увеличению штрафных санкций не вполне понятен, поскольку согласно статистической информации чаще всего нарушения требований ветеринарного законодательства происходят именно в хозяйствах, содержащих большее количество животных, нежели у граждан.
Полагаем, что такие санкционные меры именно в отношении граждан в новеллах законопроекта требуют дополнительного обоснования и подлежат корректировке.
Кроме того, подлежит обсуждению сокращение срока административного приостановления деятельности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с девяноста до тридцати суток как по действующим, так и по проектируемым составам правонарушений, предусмотренным в статье 10.6 Кодекса, поскольку данное предложение авторами никак не обосновано.
Также отмечаем, что статья 10.6 Кодекса дополняется новым составом административного правонарушения, предусматривающим ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных, повлекшее за собой возникновение очагов заразных болезней животных.
При этом обращаем внимание на то, что поскольку уголовным законодательством установлена ответственность за аналогичное деяние, проектируемую норму законопроекта следует скорректировать специальной оговоркой "если это действие не содержит уголовного наказуемого деяния" в целях исключения их возможной конкуренции.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1021310-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности в сфере ветеринарии" в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.