Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) внесен депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, О.В. Савастьяновой, И.Е. Марьяш, И.И. Мельниковым, И.В. Лебедевым, М.В. Емельяновым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, С.П. Ивановым, А.А. Салпагаровым и В.В. Семеновым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (в целях совершенствования правового регулирования деятельности органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, О.В. Савастьяновой, И.Е. Марьяш, И.И. Мельниковым, И.В. Лебедевым, М.В. Емельяновым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, С.П. Ивановым, А.А. Салпагаровым, В.В. Семеновым и отмечает следующее.
Представленным законопроектом предусматривается внесение ряда изменений, направленных на укрепление организационной и функциональной независимости контрольно-счетных органов Российской Федерации.
Предлагается внести комплексные изменения в Федеральный закон от 07.02.2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ) в целях актуализации законодательства в части общих принципов организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с учетом принятия Федерального закона от 05.04.2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) и Федерального закона от 28.06.2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в том числе, с учетом сложившейся за 20 лет правоприменительной практики в данной сфере правоотношений.
Для повышения гарантий независимости и самостоятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований в статусе муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением законопроектом предлагается по умолчанию наделить их правами юридического лица. При этом контрольно-счетный орган муниципального образования иного статуса также может обладать правами юридического лица, но только в случае, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования.
Также законопроектом вносятся изменения, конкретизирующие порядок установления штатной численности контрольно-счетного органа. При этом сохраняется порядок в части установления штатной численности правовым актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования. Вместе с тем, в редакции законопроекта устанавливаться она будет по представлению председателя соответствующего контрольно-счетного органа, с учетом необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения его организационной и функциональной независимости.
Законопроектом предлагается предоставить право законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органам муниципального образования своими нормативными правовыми актами определять должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, относящиеся к инспекторским должностям.
Ряд положений законопроекта направлен на закрепление в Федеральном законе N 6-ФЗ норм, корреспондирующих нормам Федерального закона N 41-ФЗ в части реализации тех полномочий, которые предоставлены Счетной палате Российской Федерации в отношении контрольно-счетных органов и среди них:
предоставление права законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации требованиям законодательства Российской Федерации;
предоставление права контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обратиться в Счетную палату Российской Федерации за заключением о соответствии деятельности контрольно-счетных органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендациями по повышению ее эффективности;
обязанность контрольно-счетных органов утверждать свои стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми Счетной палатой Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в перечень полномочий контрольно-счетных органов, направленных как на дополнение его новыми полномочиями, так и на уточнение ранее установленных.
Так, предлагается предоставить контрольно-счетным органам полномочия по осуществлению оценки реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Данное предложение согласуется со статьей 9 Федерального закона N 172-ФЗ, в соответствии с которой контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований отнесены к участникам стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Вводятся полномочия контрольно-счетных органов по осуществлению контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В отдельное полномочие предлагается выделить проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг с целью учета положений статьи 98 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающих соответствующее полномочие контрольно-счетных органов.
Законопроект содержит положения, направленные на совершенствование порядка внесения и исполнения представлений контрольно-счетного органа. Предлагается установить, что представление вносится объектам контроля для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, а невыполнение представления влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
С целью обеспечения возможности наиболее полной реализации возложенных на контрольно-счетные органы полномочий законопроектом предлагается установить право на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Отдельной статьей проекта предлагается предусмотреть положения, касающиеся социальных гарантий сотрудников контрольно-счетных органов.
Отмечая важность совершенствования отдельных норм Федерального закона N 6-ФЗ, Комитет, вместе с тем, полагает необходимым доработку законопроекта с учетом высказанных замечаний и предложений, поступивших в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении.
Например, новеллы законопроекта, затрагивающие вопросы наделения контрольно-счетного органа муниципального образования в статусе муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением возможностью обладать правами юридического лица, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования, конкретизацию статуса инспекторов контрольно-счетных органов, вопросы установления штатной численности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и муниципального образования исходя из необходимости выполнения возложенных законодательством полномочий, обеспечения организационной и функциональной независимости контрольно-счетного органа и т.д., влекущие за собой, в том числе, возможное изменение соответствующих бюджетных обязательств и необходимость установления соответствующих переходных положений, либо особого порядка вступления в силу, требуют доработки.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, являющийся соисполнителем по законопроекту поддерживает законопроект с учетом изложенных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам законопроект поддерживает, отмечая в представленном им Отзыве, в том числе, что основу законопроекта составили предложения, поступившие от контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, были рассмотрены и обобщены с привлечением специалистов Счетной палаты Российской Федерации и внешних экспертов.
Правительство Российской Федерации, в своем официальном отзыве законопроект поддерживает, при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
В частности отмечается, что согласно законопроекту контрольно-счетные органы уполномочиваются осуществлять экспертизу проектов государственных (муниципальных) программ, что не согласуется с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми контрольно-счетные органы осуществляют бюджетные полномочия по экспертизе государственных (муниципальных) программ, а не проектов таких программ.
В соответствии с действующим регулированием контрольно-счетные органы муниципальных образований могут обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования. Законопроектом предлагается установить, что контрольно-счетные органы муниципального образования в ином статусе могут обладать правами юридического лица, если иное не предусмотрено их уставами. В связи с этим предлагается установить переходный период в целях внесения соответствующих изменений в уставы муниципальных образований.
Кроме того, законопроектом планируется уточнить и дополнить перечень полномочий контрольно-счетных органов. Это может повлечь увеличение штатной численности указанных органов и, соответственно, дополнительные расходы региональных и местных бюджетов на обеспечение деятельности контрольно-счетных органов, что не отражено в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем Заключении также высказало ряд замечаний по законопроекту.
Комитет отмечает, что на законопроект поступило 106 отзывов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, 102 отзыва - "положительные", 4 отзыва - "отрицательные". При этом позицию только 43 из 85 субъектов Российской Федерации можно считать соответствующей требованиям статьи 26.4 Федерального закона от 6.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к оформлению отзывов, поскольку их позиция выражена консолидировано, при этом во всех консолидированных отзывах законопроект поддерживается.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.