Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1027267-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", внесенный депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, О.В. Савастьяновой, И.Е. Марьяш и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, С.П. Ивановым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), уточняющие правовой статус контрольно-счетных органов и их полномочия.
В соответствии с проектируемой частью 6.1 статьи 5 Федерального закона N 6-ФЗ законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом могут быть установлены должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, содержащиеся соответственно в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов.
Однако законодательством Российской Федерации уже разрешены вопросы включения в должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы должностей инспекторов контрольно-счетных органов. Так, в соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации учреждаются с учетом структуры государственных органов субъекта Российской Федерации, а реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Проектируемые пункт 3 части 1 статьи 9 и пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ необходимо согласовать между собой в части предмета проверки контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, учитывая, что в одном случае предметом проверки является отчет об исполнении местного бюджета, а в другом местный бюджет.
В соответствии с проектируемыми пунктом 4 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ к полномочиям контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и муниципального образования относится проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг. Обращаем внимание, что термин аудит в данном контексте используется в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (статья 98), однако в Федеральном законе N 6-ФЗ не используется.
В пояснительной записке к проекту отсутствует обоснование необходимости изложения в новой редакции пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ, в частности, неясна цель исключения слова "имущество" из положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации. Обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Проектируемыми пунктом 7 части 1 и пунктом 7 части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ к полномочиям контрольно-счетных органов предлагается отнести экспертизу проектов государственных программ субъектов Российской Федерации, проектов муниципальных программ, в то время как в статье 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) говорится об экспертизе государственных (муниципальных) программ.
В проектируемом пункте 8 части 1 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ полномочие контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации по анализу и мониторингу бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации дополняется положением о подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации. Учитывая, что в соответствии со статьей 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 и в пункте 2 статьи 157 БК РФ, в проектируемом положении следует вести речь о законодательстве субъектов Российской Федерации. Замечание аналогичного характера относится и к проектируемому пункту 8 части 2 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ.
Проектируемая часть 2.1 статьи 14 Федерального закона N 6-ФЗ содержит обязанность руководителей проверяемых органов и организаций "создавать нормальные условия для работы должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях", которая не соотносится с предметом регулирования указанной статьи.
В проектируемом положении части 1 статьи 15 Федерального закона N 6-ФЗ к субъектам, которые обязаны представлять по запросам контрольно-счетных органов информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, отнесены, в том числе организации "обладающие информацией, необходимой для осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля". Указанная формулировка не отвечает требованиям ясности и определенности правового предписания и создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.
Федеральный закон N 6-ФЗ дополняется новой статьей 20.1, устанавливающей материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов, уровень которого в соответствии с частью 3 не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной гражданской службы в других государственных органах субъектов Российской Федерации и муниципальные должности и должности муниципальной службы в других органах местного самоуправления. При этом частями 4 и 5 статьи 20.1 Федерального закона N 6-ФЗ (в редакции проекта) меры по материальному и социальному обеспечению председателя, заместителя председателя, аудиторов, инспекторов и иных работников аппарата контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации или муниципального образования устанавливаются соответственно законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Принимая во внимание, что указанные положения должны быть учтены в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, считаем, что в проекте должны быть определены соответствующие переходные положения или особый порядок вступления в силу.
Кроме того, проектируемая часть 2 статьи 20.1 Федерального закона N 6-ФЗ содержит указание на "профессиональное развитие (получение дополнительного профессионального образования)". В связи с этим обращаем внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 62 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональное развитие "включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.