Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1126364-7 "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на развитие прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ в Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период" (далее - Федеральный закон) предусмотрено увеличение до 15 процентов с 1 января 2021 г. налоговой ставки по НДФЛ в отношении доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период, в целях создания дополнительного источника финансовых средств на лечение детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями.
При этом за счет введения прогрессивной шкалы налогообложения возможно решение и ряда других проблем.
В основе предлагаемого проекта закона заложен принцип прямой зависимости между уровнем годового дохода и налоговой ставкой по НДФЛ:
Группы налогоплательщиков |
Размер налогооблагаемого совокупного годового дохода |
Налоговая ставка |
"Группа 1" |
До 204 000 руб. включительно |
0% |
"Группа 2" |
От 204 000 до 5 000 000 руб. |
13% с суммы, превышающей 204 тыс. руб. |
"Группа 3" |
От 5 000 001 руб. до 10 000 000 РУб. |
623,5 тыс. руб. + 15% с суммы, превышающей 5 000 тыс. руб. |
"Группа 4" |
От 10 000 001 руб. до 100 000 000 руб. |
1 373,5 тыс. руб.+ 25% с суммы, превышающей 10 000 тыс. руб. |
"Группа 5" |
От 100 000 001 руб. и выше |
23 873,5 тыс. руб.+ 35% с суммы, превышающей 100 000 тыс. руб. |
Так, налогоплательщики из группы 1, доход которого не превышает 17 тыс. руб. в месяц (в расчете на год - 204 тыс. руб.), освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц. Отмена НДФЛ позволит налогоплательщикам в этой категории дополнительно в среднем получать по 21 тыс. руб. в год или 1 752 руб. в месяц, что может выступать дополнительным способом сокращения дефицита доходов и борьбы с бедностью. При этом таких налогоплательщиков порядка 9 млн чел. или 14% от всех налогоплательщиков.
Для самой многочисленной группы 2 (порядка 54 млн чел. или 86% от всех налогоплательщиков) с доходами от 17 тыс. руб. до 417 тыс. руб. в месяц (в расчете на год от 204 тыс. руб. до 5 млн руб.) предусматривается снижение налоговой базы на 204 тыс. руб. в год. В соответствии с методикой Всемирного банка, к среднему классу принадлежат люди с доходами свыше полутора минимальных. По этому критерию, для России - это 17 тыс. руб., о чем также говорил Президент России. Таким образом, законопроектом предусматривается государственная поддержка среднего класса в России, на который в большей степени пришлось сокращение рабочих мест и заработных плат, вызванных кризисом 2020 года.
Для налогоплательщиков группы 3 с доходами свыше 5 млн руб. в год, как установлено Федеральным законом, предусматривается налоговая ставка 15%. При этом верхним порогом применения такой ставки предлагается установить годовой доход в 10 млн руб.
Для налогоплательщиков группы 4 с доходами от 10 млн руб. до 100 млн руб. предлагается установить налоговую ставку 1,3 млн руб.+ 25% с суммы, превышающей 10 млн руб.
Для налогоплательщиков группы 5 с доходами свыше 100 млн руб. предлагается установить налоговую ставку 23,8 млн руб. + 35% с суммы, превышающей 100 млн руб.
Расчеты к законопроекту свидетельствуют о целесообразности применения предлагаемого подхода. Применение дифференцированной системы налоговых ставок позволит не только перераспределить налоговую нагрузку с граждан с доходами ниже 17 тыс. руб. в месяц и среднего класса в сторону более доходных групп населения, но и позволит увеличить поступления налоговых доходов в бюджетную систему на 9%.
При этом возможно некоторое неравномерное изменение объемов поступлений от НДФЛ в бюджеты разных регионов. При возникновении такой ситуации целесообразно рассмотреть вопрос об изменении порядка зачисления налога в нормативе 100% в федеральный бюджет с дальнейшим распределением между субъектами Российской Федерации.
Реализация предлагаемой системы налогообложения позволит не только повысить доходы мало- и среднеобеспеченных групп населения, смягчить социальное неравенство, но и увеличить налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)"
Предусмотренные проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)" изменения по развитию прогрессивной шкалы налогообложения, направленные на перераспределение налоговой нагрузки с мало- и среднеобеспеченных групп граждан в сторону более доходных групп населения, по расчетам приведут к дополнительному поступлению налога на доходы физических лиц в размере 343 млрд рублей в год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части развития прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.