Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1126643-7 "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" разработан на основе предложений правоприменителей и направлен на уточнение понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель" с целью совершенствования механизма оказания мер государственной поддержки субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в сфере сельского хозяйства.
Статья 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 264-ФЗ) предусматривает круг субъектов, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям.
При этом федеральный законодатель отнёс к сельскохозяйственному товаропроизводителю также крестьянские (фермерские) хозяйства, что является вполне справедливым. Вместе с тем анализ положений части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ позволяет сделать вывод, что крестьянские (фермерские) хозяйства применительно к положениям Федерального закона N 264-ФЗ являются сельскохозяйственными товаропроизводителями вне зависимости от того, какую долю в доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет доход от реализации непосредственно сельскохозяйственной продукции.
При этом необходимо отметить, что согласно нормам статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) основная деятельность и, следовательно, доход крестьянского (фермерского) хозяйства должны быть связаны именно с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Анализ правоприменительной практики показал, что зачастую крестьянские (фермерские) хозяйства, в том числе претендующие на меры государственной поддержки, осуществляют деятельность, лишь косвенным образом связанную с указанной в статье 1 Федерального закона N 74-ФЗ (например, сдача в аренду складских помещений организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в различных сферах, сдача в аренду земельных участков, предоставление транспортных услуг), что представляется не вполне оправданным из цели выделения федеральным законодателем отдельно рассматриваемого субъекта предпринимательской деятельности.
В связи с данным обстоятельством законопроектом предлагается включить крестьянские (фермерские) хозяйства в общее понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", предусмотренное частью 1 статьи 3 Федерального закона N 264-ФЗ, распространив на них указанные в ней условия. В связи с этим также вносятся изменения в часть 1 статьи 16 Федерального закона N 264-ФЗ.
С учётом заключения Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии на проект законодательной инициативы Самарской Губернской Думы N 7-1268 законопроектом в целях установления дополнительных гарантий крестьянским (фермерским) хозяйствам при реализации положений законопроекта предлагается предусмотреть, что:
1) действие вносимых изменений не распространяется на крестьянские (фермерские) хозяйства, которые получают меры государственной поддержки по основаниям, возникшим до дня вступления в силу изменений;
2) условие о доходе крестьянского (фермерского) хозяйства применительно к календарному году применяется к созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам после вступления в силу предлагаемых изменений в целях получения государственной поддержки по итогам последнего отчётного периода текущего календарного года при наличии дохода от реализации сельскохозяйственной продукции. При отсутствии дохода от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам последнего отчетного периода текущего календарного года условие относительно доли дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в календарном году, не применяется.
При разработке законопроекта учтены требования, изложенные в методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. В законопроекте отсутствуют коррупциогенные факторы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" потребует изменения финансовых обязательств государства в связи с уточнением круга субъектов мер государственной поддержки.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.