Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2020 г. N 5.1-01/2745
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла",
принятому Государственной Думой 17 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 сентября 2020 года (N 1021304-7).
Ратифицируемое Соглашение, одобренное 22 ноября 2009 года на тридцать шестой сессии Конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО), было подписано от имени Российской Федерации в городе Риме 29 апреля 2010 года. Согласно его статье 2 Соглашение направлено на предотвращение, сдерживание и ликвидацию незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (далее - ННН) промысла рыбы с целью сохранения и устойчивого использования живых морских ресурсов и морских экосистем. Стороной Соглашения может являться государство или региональная организация экономической интеграции, которая согласилась принять обязательства по Соглашению и для которой Соглашение имеет законную силу (статья 1).
Положениями Соглашения устанавливается перечень мер, подлежащих принятию государством порта при заходе иностранных судов в порт или их стоянке в порту. Определено, что каждая Сторона назначает порты, в которые суда могут запрашивать заход в соответствии с Соглашением, и опубликовывает информацию о них. Также каждая Сторона предоставляет ФАО список назначенных ею портов, а ФАО придаёт этой информации надлежащую гласность (статья 7).
Как указано в статье 8 Соглашения, каждая Сторона до предоставления судну разрешения на заход в свой порт требует предоставления в качестве минимального стандарта информации, указанной в Приложении А. После получения этой информации, а также другой информации, которая может потребоваться для установления, было ли судно, запрашивающее заход в порт, занято ННН промыслом или связанной с промыслом деятельностью в поддержку такого промысла, Сторона принимает решение о разрешении или отказе на заход в порт такого судна (статья 9).
Соглашением (статьи 12- 19) предусматриваются положения о проведении государством порта инспекций в отношении судов, заходящих в порт. Порядок проведения инспекций определён в Приложении В к Соглашению, в соответствии с которым инспекторы государства порта осуществляют проверку документации соответствующего судна, в том числе действительность разрешения на вылов рыбы, а также оценивают, имеются ли основания полагать, что судно принимало участие в ННН промысле или в деятельности в поддержку такого промысла. По результатам инспекции готовится отчёт, который передаётся государству флага судна, а также ФАО и иным международным организациям.
Стороны согласились создать механизм связи, позволяющий осуществлять прямой электронный обмен информацией. С этой целью каждая Сторона назначит орган, действующий в качестве координационного центра для обмена информацией (статья 16). В статье 24 закрепляется, что Стороны в рамках ФАО будут проводить мониторинг и обзор выполнения Соглашения.
В соответствии с Соглашением (пункт 1 статьи 34) неотъемлемой частью Соглашения являются: Приложение А "Информация, заранее предоставляемая судами, запрашивающими заход в порт"; Приложение В "Порядок проведения инспекций государством порта"; Приложение С "Отчёт о результатах инспекции"; Приложение D "Системы информации о мерах государства порта"; Приложение Е "Рекомендации по подготовке инспекторов".
По абзацу четвёртому преамбулы Соглашения отмечаем грамматическую неточность в словах "рыночные мер" (должно быть "рыночных мер").
Соглашение подлежит ратификации, принятию или одобрению и вступило в силу через 30 дней после даты сдачи на хранение двадцать пятого документа о выполнении указанных процедур (по данным официального сайта ФАО, Соглашение вступило в силу 5 июня 2016 года). Документы о ратификации, принятии или одобрении хранятся у депозитария, которым является Генеральный директор ФАО (статьи 26, 29, 36).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Соглашение согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части возможности отказа иностранным судам на заход в порт и осуществления инспектирования иностранных судов содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством и потребует внесения в него изменений. В частности, потребуется внести изменения в федеральные законы "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (данными актами не устанавливаются указанные в Соглашении основания для отказа на заход судов в порт и для инспектирования судов).
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 3 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию А.П. Майорову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.