Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 30 ноября 2020 г. N 3.4-05/1598
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2020 года.
Соглашение о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла (далее - Соглашение) было разработано в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), получило одобрение и открыто для подписания 22 ноября 2009 года на тридцать шестой сессии Конференции ФАО, вступило в силу 5 июня 2016 года. Соглашение было подписано от имени Российской Федерации в городе Риме 29 апреля 2010 года.
Целью Соглашения является предотвращение, сдерживание и ликвидация незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (далее - ННН) промысла путем применения эффективных мер государства порта и таким образом обеспечение долгосрочного сохранения и устойчивого использования живых морских ресурсов и морских экосистем. Стороной Соглашения может являться государство или региональная организация экономической интеграции, которая согласилась принять обязательства по Соглашению и для которой данное Соглашение имеет законную силу (статья 1-2).
Положениями Соглашения устанавливается перечень мер, подлежащих принятию государством порта при заходе иностранных судов в порт или их стоянке в порту. Определено, что каждая Сторона назначает порты, в которые суда могут запрашивать заход в соответствии с Соглашением, и опубликовывает информацию о них. Также каждая Сторона предоставляет ФАО список назначенных ею портов, а ФАО придает этой информации надлежащую гласность (статья 7).
Как указано в статье 8 Соглашения, каждая Сторона до предоставления судну разрешения на заход в свой порт требует предоставления в качестве минимального стандарта информации, указанной в Приложении А к Соглашению. После получения этой информации, а также другой информации, которая может потребоваться для установления, было ли судно, запрашивающее заход в порт, занято ННН промыслом или связанной с промыслом деятельностью в поддержку такого промысла, Сторона принимает решение о разрешении или отказе на заход в порт такого судна (статья 9).
Соглашением (статьи 12-19) предусматриваются положения о проведении государством порта инспекций в отношении судов, заходящих в порт. Порядок проведения инспекций определен в Приложении В к Соглашению, в соответствии с которым инспекторы государства порта осуществляют проверку документации соответствующего судна, в том числе действительность разрешения на вылов рыбы, а также оценивают, имеются ли основания полагать, что судно принимало участие в ННН промысле или в деятельности в поддержку такого промысла. По результатам инспекции готовится отчет, который передается государству флага судна, а также ФАО и иным международным организациям.
Судам, которые подозреваются в причастности к ННН промыслу, может быть отказано во входе в порт для выгрузки, перегрузки, упаковки и переработки рыбы, дозаправки или пополнения запасов.
В целях содействия выполнению Соглашения Стороны согласились создать механизмы связи, позволяющие осуществлять прямой электронный обмен информацией. С этой целью каждая Сторона назначает орган, действующий в качестве координационного центра для обмена информацией (статья 16). В статье 24 закрепляется, что Стороны в рамках ФАО будут проводить мониторинг и обзор выполнения Соглашения.
В соответствии с Соглашением (пункт 1 статьи 34) неотъемлемой частью Соглашения являются: Приложение А "Информация, заранее предоставляемая судами, запрашивающими заход в порт"; Приложение В "Порядок проведения инспекций государством порта"; Приложение С "Отчет о результатах инспекции"; Приложение D "Системы информации о мерах государства порта"; Приложение Е "Рекомендации по подготовке инспекторов".
Реализация мер, предусмотренных Соглашением, будет способствовать укреплению регионального и международного сотрудничества в противодействии незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу, препятствовать поступлению незаконно добытых водных биологических ресурсов на международные и национальные рынки.
Соглашение подлежит ратификации, принятию или одобрению, и вступило в силу через 30 дней после сдачи на хранение двадцать пятого документа о выполнении указанных процедур (по данным официального сайта ФАО, Соглашение вступило в силу 5 июня 2016 года). Документы о ратификации, принятии или одобрении хранятся у Депозитария, которым является Генеральный директор ФАО (статьи 26, 29, 36).
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части возможного отказа иностранным судам на заход в порт и осуществления инспектирования иностранных судов содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством и потребует внесения в него изменений. В частности, потребуется внести изменения в федеральные законы "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (данными актами не устанавливаются указанные в Соглашении основания для отказа судов в порт и для инспектирования судов).
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация Соглашения не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и не окажет влияния на доходы или расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Соглашения о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла".
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.