Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1069676-7 "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Законопроект) предлагается изменить срок проведения внеплановых проверок за соблюдением требований предъявляемых к топливу, являющемуся объектом регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
В мае-июне 2018 года Федерацией автовладельцев России при поддержке Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в режиме тайного покупателя проведен мониторинг качества топлива на территории Республики Крым и г. Севастополя.
Всего данной мониторинговой акцией было охвачено 35 автозаправочных станций (далее - АЗС). Несоответствие отобранных образцов топлива требованиям технического регламента установлено на 26 АЗС (74%).
В мае-июне 2019 г. Южным межрегиональным территориальным управлением Росстандарта (далее - ЮМТУ Росстандарта) по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 4 апреля 2019 г. N ДК-П9-2628 проведены внеплановые проверки в отношении 19 автозаправочных станций (далее - АЗС) на предмет соответствия реализуемого моторного топлива на территории Республики Крым требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". Перечень АЗС был подготовлен Минтопэнерго Республики Крым и направлен в Росстандарт в рамках заключенного в октябре 2017 года соглашения о взаимодействии.
По итогам проведенных испытаний 58 проб дизельного топлива и бензина выявленные нарушения составили: по дизельному топливу 47,3%, по автомобильному бензину - 20,5%. Основные нарушения составили - массовая доля серы, температура вспышки, объемная доля ароматических углеводородов. По результатам проведенных проверок возбуждено 16 дел об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 6,3 миллиона.
В сентябре 2020 года отделом Росстандарта по Республике Крым проведены проверки также 19 АЗС, из которых на 11 АЗС отобрано 32 образца топлива, 21 - бензин, 11 - дизель. В результате проведенных проверок на четырех АЗС выявлены нарушения: три случая - превышение показателей массовой доли серы, один случай - по показателю предельной температуры фильтруемости.
В сравнении с 2018 годом отмечено существенное улучшение ситуации с топливом по территории полуострова Крым, тогда оборот суррогата составил до 70 процентов по дизелю и 45 - по бензину.
Указанные результаты были рассмотрены на площадках Госстандарта, Минэнерго России и Минтопэнерго Республики Крым с участием заинтересованных лиц. Участниками совещаний неоднократно выражалась обеспокоенность сложившейся ситуацией на топливном рынке полуострова и отмечена необходимость решения вопроса контроля качества топлива, реализуемого на территории Республики Крым и г. Севастополя.
Ограничение срока проведения проверки, а также численность инспекторского состава отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта по Республике Крым и городу Севастополю (2 чел.) потребовали привлечения значительного количества инспекторов из других субъектов Российской Федерации (Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область).
Кроме того, в соответствии с Планом мероприятий по противодействию обороту фальсифицированного и небезопасного моторного топлива на территории Республики Крым, подписанным 28 февраля 2019 г. Руководителем Росстандарта А.В. Абрамовым и Главой Республики Крым С.В. Аксеновым, планируется ежегодно проводить проверки в отношении не менее 20 АЗС, реализующих топливо на территории Республики Крым.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать пять рабочих дней.
Завершение проверочных мероприятий с проведением испытаний топлива в аккредитованной испытательной лаборатории в указанный срок не представляется возможным.
В этой связи законопроектом предлагается увеличить срок проведения внеплановой выездной проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" до 20 дней.
Принятие предлагаемых законопроектом изменений будет способствовать сокращению объемов небезопасного и фальсифицированного топлива и его влиянию на развитие экономики и социальной сферы Республики Крым и г. Севастополя.
Следует отметить, что внесение поправок рекомендовано Комитетом Государственной Думы по энергетике по итогам выездного "круглого стола" на тему "Энергетическая безопасность Республики Крым. Перспективы развития энергетики в Республике Крым", так же законодательная инициатива поддерживается Росстандартом (письмо от 11.07.2019 N АА-320/05), кроме того Правительство города федерального значения Севастополя письмом от 15 мая 2019 года N 3693/01-01-02.1-16/02/19 сообщило об отсутствии предложений и замечаний к проекту федерального закона.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также к каким-либо иным изменениям финансовых обязательств Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.