Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1070066-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Опыт реализации Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ) показал наличие неурегулированных правовых проблем, которые могут быть решены только посредством внесения в Федеральный закон N 220-ФЗ соответствующих изменений.
Часть предлагаемых изменений направлена на устранение выявленной в процессе реализации Федерального закона N 220-ФЗ правовой неопределенности.
В частности, Федеральным законом N 220-ФЗ не определено такое понятие как "срок эксплуатации транспортного средства". В то же время этот показатель является одним из критериев оценки заявок на участие в открытых конкурсах (пункт 4 части 3 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ). В результате возможность различных трактовок этого понятия часто приводит к спорам между хозяйствующими субъектами и организаторами конкурсов. Для решения данной проблемы предлагается определить данное понятие частью 1 статьи 3 Федерального закона N 220-ФЗ.
Федеральным законом N 220-ФЗ не регламентируются сроки, в течение которых перевозчик обязан приступить к перевозкам по установленному или измененному межрегиональному маршруту. В то же время Федеральный закон N 220-ФЗ наделяет уполномоченные органы власти правом отстранить перевозчика от осуществления перевозок по маршруту в случае невыполнения перевозок в течение определенного количества дней или невыполнения определенного количества рейсов. В связи с этим возникает правовая неопределенность относительно дня, с которого должны исчисляться соответствующие дни или рейсы. Для устранения этой неопределенности предлагается дополнить статью 4 Федерального закона N 220-ФЗ положениями, устанавливающими эти сроки.
В процессе реализации Федерального закона N 220-ФЗ возникла проблема изменения расписания перевозок в связи с принятием решения об отнесении территорий, по которым проходит межрегиональный маршрут, к другим часовым зонам. С целью урегулирования данной проблемы предлагается установить Федеральным законом N 220-ФЗ порядок такого изменения расписания (проектируемые части 16, 17 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ).
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается наделение органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по установлению срока эксплуатации автобусов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, что позволит обязать перевозчиков обновить подвижной состав и тем самым повысить безопасность и качество предоставляемых услуг.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган власти вправе установить в отношении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам требования в части обеспечения исправной работы установленного в транспортном средстве оборудования. Очевидно, что контроль за соблюдением указанного требования возможен только посредством внутреннего осмотра транспортного средства. В то же время Федеральный закон N 220-ФЗ не обязывает перевозчиков предоставлять допуск в транспортное средство в целях проведения такого контроля. На устранение данного противоречия направлен проектируемый пункт 7 части 4 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ.
Практика показала, что в целях организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам информация об изменении данных тарифов должна заблаговременно доводиться перевозчиком до заинтересованных органов власти и владельцев автовокзалов (автостанций). Однако Федеральным законом N 220-ФЗ обязанность предоставления такой информации не предусмотрена. На устранение этого пробела направлена проектируемая часть 6 статьи 17 Федерального закона N 220-ФЗ.
Кроме того, в ряде случаев применение установленного частью 6 статьи 24 Федерального закона N 220-ФЗ порядка определения победителя конкурса приводит к равенству баллов, присвоенных нескольким заявкам. В результате определить победителя становится невозможным. Поэтому предлагается дополнить данный порядок нормой, предусматривающей в таких случаях признание победителем того участника конкурса, чья заявка была представлена ранее других заявок.
Федеральный закон N 220-ФЗ допускает оформление карты маршрута в форме электронной карты. Однако не наделяет органы власти полномочиями в части установления формы электронной карты и требований к ней. Эта проблема приобрела актуальность в связи с участившимися случаями подделки карт маршрута, изготовленными на бумажных носителях. Поэтому в часть 3 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ предлагается внести соответствующие дополнения.
Частью 3 статьи 12 и частью 3 статьи 13 Федерального закона N 220-ФЗ предусматривается право отмены маршрута по решению уполномоченного органа власти. Последствием этого решения должно, очевидно, стать прекращение действия свидетельства, выданного в отношении регулярных перевозок по такому маршруту. Однако в Федеральном законом N 220-ФЗ это не отражено. Для решения данной проблемы предлагается соответствующим образом расширить перечень оснований для прекращения действия свидетельства (проектируемые пункты 9 и 10 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ).
Федеральным законом N 220-ФЗ не определен порядок выдачи дубликатов свидетельств и карт маршрута. В целях устранения данного пробела предлагается дополнить Федеральный закон N 220-ФЗ статьей 29.2 соответствующего содержания.
В процессе реализации Федерального закона N 220-ФЗ Минтрансом России была выявлена проблема ведения реестра остановочных пунктов межрегиональных маршрутов. В частности, требует уточнения понятие "место нахождения остановочного пункта". Также необходимо дополнить реестр сведениями о типе остановочного пункта (автовокзал, автостанция, прочий остановочный пункт) и о лице, которое обратилось с заявлением о включении остановочного пункта в реестр. С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в часть 3 статьи 31 Федерального закона N 220-ФЗ.
Одной из самых острых проблем является неопределенность порядка допуска к осуществлению перевозок по установленному до вступления в силу Федерального закона N 220-ФЗ межрегиональному маршруту, часть остановочных пунктов которого отсутствует в реестре остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам. Предлагается в таких случаях обязать перевозчиков в установленные Федеральным законом N 220-ФЗ сроки обращаться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением об изменении этого маршрута в части исключения из его состава данных остановочных пунктов. При этом последствием невыполнения данного требования является отмена такого маршрута. Указанный порядок предусмотрен проектируемым пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 220-ФЗ и проектируемыми частями 6, 7 и 7.2 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ.
Часть предлагаемых изменений направлена на улучшение условий ведения бизнеса и расширение возможностей защиты интересов перевозчиков в судебном порядке. К ним относятся:
возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанности информирования перевозчиков об отмене межрегиональных маршрутов (проектируемая часть 4 статьи 8 Федерального закона N 220-ФЗ);
возложение на уполномоченные органы власти обязанностей размещать сведения реестров маршрутов в формате, обеспечивающем возможности их отбора и сортировки с использованием текстового или табличного редакторов (проектируемая часть 2 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ);
возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанности информирования перевозчиков об исключении сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (проектируемая часть 8 статьи 32 Федерального закона N 220-ФЗ);
возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанности обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства в связи с нарушением перевозчиком установленного срока представления заявления об изменении межрегионального маршрута только в случае невыполнения перевозчиком предписания об устранении данного нарушения (проектируемый пункт 4 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ).
Практика реализации Федерального закона N 220-ФЗ выявила наличие в нем ряда избыточных требований. К ним относятся;
предусмотренная частью 6 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации выдать свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи;
установленный срок, в течение которого перевозчик обязан отработать на межрегиональном маршруте после направления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти заявления о прекращении действия соответствующего свидетельства.
В целях устранения данных проблем предлагается внести соответствующие изменения в часть 6 статьи 19 и часть 3 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ.
Кроме того, в рамках исполнения пункта 9 Плана мероприятий по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Автонет", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 535-р, часть 3 статьи 30 Федерального закона N 220-ФЗ предлагается изложить в новой редакции, наделив органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению возможности осуществления посадки и высадки пассажиров по межрегиональному маршруту регулярных перевозок в иных остановочных пунктах, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и внесенных в реестр остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, наряду с автовокзалами, автостанциями и иными остановочными пунктами, которые включены в состав данного маршрута, при условии соблюдения требований, предусмотренных правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Остальные изменения в Федеральный закон N 220-ФЗ носят юридико-технический характер.
Статьей 2 проекта федерального закона предусмотрен отлагательный срок вступления в силу в связи с необходимостью издания подзаконных нормативных правовых актов.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие проекта федерального закона не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует издания приказов Минтранса России:
1. "Об утверждении порядка прекращения и приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок".
Предмет регулирования: утверждение порядка прекращения и приостановления действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, карт маршрута регулярных перевозок.
Срок подготовки указанного нормативного правового акта: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России.
2. "Об утверждении порядка предоставления дубликатов свидетельств об осуществлении перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок".
Предмет регулирования: утверждение порядка предоставления дубликатов свидетельств об осуществлении перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Срок подготовки указанного нормативного правового акта: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России.
3. "Об утверждении формы электронной карты маршрута регулярных перевозок и требований к ней".
Предмет регулирования: утверждение формы электронной карты маршрута регулярных перевозок и требований к ней.
Срок подготовки указанного нормативного правового акта: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России, соисполнители - МВД России, Минэкономразвития России, Минфин России.
4. "О внесении изменений в Административный регламент Министерства транспорта Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 26 декабря 2017 г. N 536".
Предмет регулирования: уточнение административных процедур предоставления государственной услуги по установлению, изменению, отмене межрегионального маршрута регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Срок подготовки указанного нормативного правового акта: 6 месяцев со дня официального опубликования федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтранс России, соисполнитель - Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.