Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1070119-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен Минтрансом России во исполнение:
подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N Пр-573 по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 4 марта 2020 г.;
пункта 3 протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту от 21 июля 2020 г. N 2 по вопросу "О подтверждении планов и закреплении обязательств частных инвесторов по созданию и развитию портовых мощностей в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (КПМИ)";
пункта 2.1 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17 апреля 2018 г. N ЮТ-П9-25пр.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет установления новых обязательных требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) (в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 февраля 2019 г. N Пр-294).
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
По результатам проведенного анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость предлагаемых проектом федерального закона изменений правового регулирования, выявлена необходимость внесения изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части закрепления требований к содержанию декларации о намерениях инвестирования в создание объектов инфраструктуры морского порта и порядок ее согласования, закрепления правовых механизмов, устанавливающих обязанность инвестора по осуществлению создания объектов инфраструктуры морского порта, а также осуществлению инвестиций в установленные сроки и достаточном объеме.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
Пунктом 2.1 раздела II протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 17 апреля 2018 г. N ЮТ-П9-25пр Минтрансу России поручено подготовить проект федерального закона, предусматривающий обязательность заключения с хозяйствующими субъектами, планирующими и реализующими инвестиционные проекты в морских портах Дальнего Востока и на прилегающих к ним территориях, соглашений, обязывающих их в том числе к соблюдению графика и объема инвестиций, а также предусматривающих ответственность за неисполнение установленных соглашениями обязательств, включая расторжение соглашений, договоров аренды земельных участков или государственного и муниципального имущества.
В последнее время в морских портах увеличилось число инвестиционных проектов, реализация которых приостановлена инвестором на неопределенный срок. В связи с этим земельные участки, предоставленные инвесторам для реализации проектов, ими не используются. В настоящее время, например, приостановлена реализация инвесторами проектов на Дальнем Востоке (4 проекта) и в Азово-Черноморском бассейне (2 проекта) из-за отсутствия у инвесторов возможности финансирования указанных проектов. При этом законодательные механизмы урегулирования взаимоотношений с инвестором, не реализующим проект в установленный срок, отсутствуют.
В связи с этим представляется необходимым установить одинаковые условия создания объектов инфраструктуры морского порта для всех портов Российской Федерации.
В настоящее время создание объектов инфраструктуры морского порта осуществляется на основании разработанной инвестором, планирующим реализацию проектов по созданию объектов инфраструктуры морского порта, и согласованной Росморречфлотом декларации о намерениях инвестирования в строительство объектов инфраструктуры морского порта. Данная декларация разрабатывается в соответствии с Типовым положением по разработке и составу ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утвержденным письмом Минстроя России от 17 марта 1997 г. N 9-4/29, а также с учетом требований стандарта организации "Положения о порядке разработки и согласования ходатайства (декларации) о намерениях инвестирования в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта" СтО 14649425-0002-2016, утвержденного приказом ФГУП "Росморпорт" от 24 июня 2016 г. N 294.
Пунктом 5 Положения установлен состав и содержание декларации, которая включает в себя информацию о местоположении намечаемого к созданию объекта, его роль и место в транспортной системе региона, включая данные о земельных участках, достаточности автомобильных и железнодорожных подходов, обоснование грузовой базы, технической возможности и экономической целесообразности реализации проекта, а также обоснование места размещения объекта.
При обосновании места размещения объекта, планируемого к созданию в рамках реализации инвестиционного проекта, частный инвестор описывает существующее землепользование на территории (естественные и инженерные условия) с указанием собственников и пользователей земельных участков, обосновывает общую потребность в земельных участках, включая земли санитарно-защитной зоны, необходимые для размещения объектов, необходимость изъятия земельных участков для государственных (и иных) нужд, а также описывает предполагаемое использование земельных участков на этапе создания и эксплуатации, порядок формирования земельных участков, необходимых для размещения объектов, наличие в районе создания особо охраняемых природных территорий и курортных зон.
Следует отметить, что данные документы носят рекомендательный характер. При этом указанное типовое положение Минстроя России требует обновления и комплексной переработки в связи со сроком, прошедшим с момента его утверждения.
Предусмотренная данными документами декларация не содержит и не устанавливает какие-либо обязательства инвестора по реализации инвестиционного проекта.
Нормативное закрепление требований к содержанию декларации и порядку ее согласования до настоящего времени не осуществлено.
В связи с этим и в целях исполнения пункта 2.1 раздела II указанного протокола Минтрансом России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на урегулирование правоотношений по реализации инвестиционных проектов создания объектов инфраструктуры морских портов.
В соответствии с проектом федерального закона предлагается установить положения, в соответствии с которыми решения Правительства Российской Федерации о создании морского порта и изменении границ территории морского порта в целях включения в них территории, предназначенной для создания объектов инфраструктуры морского порта, принимаются при условии наличия согласованной в установленном порядке декларации. Данные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусмотрев дополнение его главой 2.1, статьями 7.1 и 7.2, статью 4 подпунктами 17 и 18, и в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусмотрев дополнение его пунктом 7 статьи 4.
Требования к содержанию указанной декларации и порядок ее согласования планируется утвердить приказом Минтранса России.
Также проектом федерального закона предусматривается после согласования декларации заключение соглашения, сторонами которого являются инвестор, Росморречфлот и администрация соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется реализация проекта.
В указанном соглашении предлагается предусмотреть обязанность инвестора осуществить деятельность, а также инвестиции в объеме и сроки, предусмотренные соглашением.
Кроме того, проектом федерального закона устанавливается порядок изменения и расторжения соглашения.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проект федерального закона был размещен на сайте regulation.gov.ru с 3 мая по 31 мая 2018 г. с целью публичного обсуждения.
По результатам публичного обсуждения по проекту федерального закона поступили предложения от Фроловой М.В. (MVGorbulyоva@rosatom.ru).
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не приведет к увеличению доходов федерального бюджета.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Принятие проекта федерального закона направлено на устранение рисков нереализации частными инвесторами обязательств по созданию объектов инфраструктуры морских портов, а также на единообразное регулирование правоотношений при реализации инвестиционных проектов для всех морских портов.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Принятие проекта федерального закона:
не повлечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не повлечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не повлечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Описание и оценка замечаний и предложений по проекту акта.
Проект федерального закона доработан по замечаниям и предложениям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте федерального закона обязательные требования отсутствуют.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступление в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или внесения изменений в нормативные правовые акты.
После вступления в силу указанного Федерального закона потребуется принятие следующих актов:
1) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу;
2) постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения вида и размера ответственности в соглашении создании объектов инфраструктуры морского порта".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу;
3) приказ Минтранса России "Об утверждении Требований к содержанию инвестиционной декларации по созданию объектов инфраструктуры морского порта и порядок ее согласования".
Исполнитель - Минтранс России, срок исполнения - в течение 6 месяцев с даты вступления федерального закона в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.