Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1072943-7 "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях усиления административной ответственности за незаконное предпринимательство.
Уполномоченными органами регулярно фиксируются случаи повторного совершения административного правонарушения по части 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающей . ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. При этом за повторное совершение такого правонарушения в статье 14.1 КоАП РФ штрафные санкции не предусмотрены.
Вместе с тем осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица наносит экономический ущерб государству в виде неуплаченных налогов и взносов в бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды.
По информации Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, за период с 2013 по 2017 год количество административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ и совершенных повторно, увеличилось в 4,2 раза (со 170 до 721 случая). Это свидетельствует о недостаточности установленных в настоящее время мер административной ответственности.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменения в статьи 3.5 и 14.1 КоАП РФ, установив административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере от десяти до сорока тысяч рублей. Предлагаемый размер штрафа, в 20 раз превышающий нижний и верхний пределы размера штрафа за впервые совершенное указанное правонарушение, позволит максимально пресечь его повторное совершение.
Усиление административной ответственности за незаконное предпринимательство будет способствовать легализации предпринимательской деятельности, предупреждению противоправного поведения, а также позволит частично компенсировать бюджету соответствующего уровня недополученные средства от неуплаты налогов и соответствующих взносов.
Установление штрафных санкций за повторное совершение административного правонарушения по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ является своевременной и необходимой мерой в сфере поддержки легального малого и среднего бизнеса.
Антикоррупционная экспертиза законопроекта проведена, коррупциогенные факторы отсутствуют.
На законопроект получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации (далее - Отзыв). В Отзыве отмечено, что осуществление видов деятельности, не требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем дополнение законопроекта оговоркой "за исключением отдельных видов предпринимательской деятельности, в отношении которых федеральным законом предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя" не требуется.
Указанное замечание учтено в доработанном законопроекте.
Также в Отзыве указано, что усиление мер административной ответственности должно основываться на анализе статистических данных и правоприменительной практики, свидетельствующих о неэффективности действующих мер административной ответственности.
В связи с этим Самарской Губернской Думой направлены запросы в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации для сбора мнений и статистической информации по данной проблеме.
Получены и проанализированы ответы из более чем 50 субъектов Российской Федерации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленный Самарской Губернской Думой, поддержали 29 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для многих субъектов Российской Федерации проблема, обозначенная в законопроекте, является актуальной.
Субъекты Российской Федерации высказывают аналогичную позицию в обосновании необходимости предлагаемых изменений.
Кроме того, усиление ответственности за незаконное предпринимательство также представляется целесообразным с учетом установления специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" на территории Российской Федерации и тенденции к легализации деятельности граждан, а также создания со стороны государства соответствующих стимулирующих механизмов.
Во многих регионах за период с 2016 по 2019 год отмечается рост количества правонарушений по статье 14.1 КоАП РФ.
Так, в Астраханской области пресечено 13675 правонарушений, в частности:
в 2016 году пресечено 2415 правонарушений;
- в 2017 году - 2558;
- в 2018 году - 3668;
- в 2019 году - 5034.
Сотрудниками МВД по республике Алтай составлено 66 протоколов:
в 2016 году - 1;
в 2017 году - 7;
в 2018 году - 24;
в 2019 году - 34.
Управлением Министерства внутренних дел России по Тульской области составлено 1589 административных протоколов, в частности:
в 2016 году - 259;
в 2017 году - 261;
в 2018 году - 175;
в 2019 году - 894.
Сотрудниками полиции Республики Дагестан составлено 57269 протоколов, в частности:
в 2016 году - 12325;
в 2017 году - 13220;
в 2018 году - 15199;
в 2019 году - 16525.
Должностными лицами органов внутренних дел Тюменской области составлено 3206 протоколов, в частности:
в 2016 году - 483;
в 2017 году - 419;
в 2018 году - 833;
в 2019 году - 1471.
Сотрудниками Главного управления МВД России по Московской области и Управления Роспотребнадзора по Московской области составлено 20764 протокола, в частности:
в 2016 году - 48;
в 2017 году - 5592;
в 2018 году - 7669;
в 2019 году - 7455.
В Брянской области составлен 391 протокол об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, в частности:
в 2016 году - 1;
в 2017 году - 92 (по части 1 указанной статьи - 76 протоколов);
в 2018 году - 103 (по части 1 указанной статьи - 95 протоколов);
в 2019 году - 195 (по части 1 указанной статьи -151 протокол).
По информации ГУ МВД по Волгоградской области, за период с 2016 по 2019 год составлено 2963 протокола, в частности:
в 2016 году - 657 (из них по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ - 645 протоколов);
в 2017 году - 712 (712);
в 2018 году - 781 (781);
в 2019 году - 813 (811).
По данным Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области, по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ составлено 756 протоколов, в частности:
в 2016 году - 146;
в 2017 году - 215;
в 2018 году - 183;
в 2019 году - 212.
По информации, представленной МВД по Республике Мордовия, по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ составлено 530 протоколов, в частности:
в 2016 году - 59;
в 2017 году - 154;
в 2018 году - 134;
в 2019 году - 183.
По информации Министерства внутренних дел по Республике Коми, в соответствии с частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ составлено 890 протоколов, в частности:
в 2016 году - 186;
в 2017 году - 223;
в 2018 году - 256;
в 2019 году - 225.
По информации Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области, по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ пресечено 15377 правонарушений, в частности:
в 2016 году - 2495;
в 2017 году - 3786;
в 2018 году - 4171;
в 2019 году - 4925.
Таким образом, во многих субъектах Российской Федерации прослеживается тенденция к увеличению количества административных правонарушений по статье 14.1 КоАП РФ и в том числе по части 1 указанной статьи.
Анализ информации, предоставленной законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" актуален и востребован к принятию.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.