Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1072185-7 "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем сельские поселения, как правило, не располагают достаточными кадровыми, финансовыми и иными ресурсами для решения вопросов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения.
В настоящее время примерно треть региональных и местных дорог не имеют твердого покрытия. 69% местных дорог требуют ремонта.
Что касается источников финансирования муниципальных дорожных фондов, то они весьма ограниченны и формируются преимущественно за счет доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты, подлежащих зачислению в местный бюджет, а также некоторых иных поступлений в местный бюджет 1.
Анализ структуры доходов муниципальных дорожных фондов показывает, что сегодня высока зависимость муниципальных дорожных фондов от трансфертов из вышестоящих бюджетов. Получение этих средств не зависит от органов местного самоуправления. Лишь немногие финансово благополучные муниципальные образования - региональные столицы - имеют возможность перенаправлять собственные доходы на финансирование муниципальных дорожных фондов. Поэтому, чтобы муниципальные дорожные фонды выполняли свою функцию, необходима поддержка региональных властей.
В связи с этим Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в нормы БК РФ, предусматривающие, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены на предоставление бюджетных кредитов и субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов.
Кроме того, в соответствии с внесенными изменениями в БК РФ порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации должен предусматривать направление средств на предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования. При этом размер указанных финансовых средств местным бюджетам должен составлять не менее 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Применительно к последней норме следует иметь в виду, что в сельской местности существует достаточно большое количество малых населенных пунктов. Строительство автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до подобных населенных пунктов, при условии отсутствия перспектив их дальнейшего развития, является менее актуальной проблемой, чем строительство автомобильных дорог внутри быстроразвивающихся населенных пунктов. Данная позиция находит поддержку со стороны органов местного самоуправления, обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения.
Следует также учитывать, что в случае объединения нескольких, близко расположенных сел в один населенный пункт, де-юре все бывшие села будут признаваться обеспеченными подъездом по дорогам с твёрдым покрытием. В этом случае автомобильные дороги до сел будут улицами вновь образованного населенного пункта, что лишает их права на получение 5% средств из дорожного фонда области по пункту 4.1 статьи 179.4 БК РФ.
В этой связи, предлагаемым законопроектом предусматривается направление не менее 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации не только на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, но и по территории сельских населенных пунктов.
Законопроект был направлен на рассмотрение в 10 субъектов Российской Федерации, представляющие различные федеральные округа Российской Федерации, которые заявили о его поддержке.
Дополнительно отмечаем, что 27.12.2018 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон N 508-ФЗ "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности, что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности поднятой настоящим законопроектом проблемы финансирования строительства дорог в сельской местности.
------------------------------
1 Чаще всего муниципалитеты направляют в дорожные фонды доходы от аренды земель в полосах отвода, платных парковок, объектов дорожного сервиса. Соответственно, сельские населенные пункты, как правило, лишены этих источников доходов.
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Направление бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием по территории сельских населенных пунктов будет осуществляться в пределах установленных действующей редакцией пункта 4.1 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации 5 процентов (или более) объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации.
Следует также учитывать, что во многих субъектах Российской Федерации ежегодно определенная часть из этих средств, имеющих узкоцелевое назначение, не расходуется в текущем финансовом году, а возвращается в следующем году в доход дорожного фонда как неизрасходованные остатки. Тем самым, регионы не могут оперативно перенаправить эти средства на строительство автомобильных дорог внутри населенных пунктов.
Таким образом, принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не только не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета (бюджетов субъектов РФ), но и будет способствовать более рациональному использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в рамках пункта 4.1 статьи 179.4 БК РФ.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.