Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1048141-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации",
внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен в целях реализации положений Конституции Российской Федерации, с учетом внесенных в нее поправок, предусмотренных положениями Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", которыми изменяется порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также вводиться понятие Сенатора Российской Федерации.
В указанных целях в законопроекте в соответствии со статьей 95 Конституции Российской Федерации предполагается указать, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
В Совет Федерации входят:
- по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ): по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;
- Президент Российской Федерации (далее - Президент РФ), прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. При этом Президент Российской Федерации вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
- не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно из числа лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Законопроектом в развитии соответствующих конституционных норм также устанавливаются требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации. Так, сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации (далее - гражданин РФ), достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
При этом, с учетом ранее закрепленным в законодательстве исключениям из условий по срокам постоянного проживания для кандидатов в сенаторы - представителей субъектов РФ, в соответствии с которыми кандидатом может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории представляемого субъекта РФ в течение 5 лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению, законопроектом предусматривается дополнить исключение из ценза оседлости для федеральных государственных гражданских служащих, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерал-полковника, адмирала, генерала армии, адмирала флота (например, классный чин действительного государственного советника РФ 1 класса). Кроме того, указывается, что ценз оседлости не применяется к лицам, проходившим в течение 5-ти лет на территории субъекта РФ службу в войсках национальной гвардии РФ.
Также следует отметить , что законопроектом, по сравнению с ранее действовавшими нормами законодательства, расширяется перечень лиц, которых высшее должностное лицо субъекта РФ, избираемое законодательным (представительным) органом, может назначить сенатором - представителем субъекта РФ.
Кроме предусмотренной возможности назначения сенатором РФ депутата Государственной Думы, избранного по партийному списку от соответствующего субъекта РФ, аналогичная возможность предусматривается для депутата Государственной Думы, избранному по одномандатному избирательному округу от соответствующего субъекта РФ.
Вместе с тем, расширяются ограничения для назначения сенатором лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности:
- в дополнение к уже установленному ограничению в отношении тяжких или особо тяжких преступлений, вводится перечень преступлений средней тяжести, по которым не должно быть судимостей;
- вводятся дополнительные сроки ограничения для назначения сенатором после снятия или погашения судимости: 15 лет за особо тяжкие преступления, 10 лет за тяжкие преступления и 5 лет за преступления средней тяжести.
Законопроектом уточняется, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, приобретает статус сенатора с момента подачи в Совет Федерации заявления с приложением необходимых документов. Заявление может быть подано однократно в течение 3 месяцев со дня прекращения исполнения полномочий Президента. При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение 3 месяцев со дня вступления закона в силу.
Также в отношение сенаторов - представителей Российской Федерации, указывается, что они назначаются указом Президента на срок 6 лет либо пожизненно (не более 7 сенаторов). Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента РФ, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.
Комитет отмечает, что содержащиеся в проекте федерального закона новеллы законодательства направлены на реализацию конституционных норм, касающихся порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В законопроекте закрепляются положения, имеющие правоустанавливающее значение в части, касающейся определения сроков начала и прекращений полномочий сенаторов РФ, определяются требования, ограничения и иные условия, необходимые для соблюдения как гражданам претендующим на осуществление полномочий сенатора РФ, так и действующим сенаторам РФ. Отдельными нормами проекта федерального закона определяется порядок реализации Президентом РФ, прекратившим свои полномочия, права на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать обеспечению большей прозрачности парламентской деятельности в целом, а также улучшению организационного обеспечения и эффективности осуществления законотворческого процесса в рамках Совета Федерации в частности, а также повышению авторитета института законодательной власти в Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1048141-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.