Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами".
Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 октября 2015 г. N Пр-2083.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", предусматривающие:
- установление обязательных требований в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- регулирование осуществления государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и при ввозе в Российскую Федерацию;
- наделение Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению Положения о государственном контроле (надзоре) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами;
- определение прав должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю (надзору) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;
- требование внесения в информационную систему прослеживаемости оборота пестицидов и агрохимикатов сведений о пестицидах и агрохимикатах, а также об операциях, связанных с их оборотом;
- закрепление полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, в рамках международного сотрудничества.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам отмечает следующее.
Фактическое отсутствие государственного контроля в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами привело к тому, что органы государственной власти не располагают достоверной информацией об объемах применения пестицидов, а количество контрафактных и фальсифицированных пестицидов, находящихся в обороте на территории России, не поддается даже приблизительной оценке.
Причиной такой ситуации стало принятие Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", изъявшего у Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору указанные полномочия.
При этом авторами законопроекта верно указывается на то, что в специально созданных контрольно-токсикологических лабораториях Россельхознадзора ежегодно проводилось около 14 тыс. исследований пестицидов, агрохимикатов и продукции растительного происхождения. В 2010 году было проверено 36 тыс. тонн пестицидов и агрохимикатов. Из этого количества 464 тонны пестицидов и 3,5 тыс. тонн агрохимикатов были признаны фальсифицированными.
Более того, Россельхознадзор ежегодно предотвращал оборот около 3,5 тыс. тонн пестицидов и агрохимикатов, не имеющих государственной регистрации. За период с 2004 по 2011 год Россельхознадзором было выявлено 136 несанкционированных захоронений запрещенных к применению или пришедших в негодность пестицидов общим объемом около 30 тыс. тонн. По инициативе Россельхознадзора в 52 субъектах Российской Федерации были приняты специальные региональные программы по ликвидации таких свалок. Ежегодно на специализированных полигонах утилизировалось 3 тыс. - 4 тыс. тонн пестицидов.
Принятие законопроекта и предусматриваемых им подзаконных актов Правительства Российской Федерации позволит обеспечить соблюдение установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, повысить качество производимой с применением пестицидов и агрохимикатов сельскохозяйственной продукции, исключить негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду при применении пестицидов и агрохимикатов.
Вместе с тем, законопроектом не рассматриваются вопросы государственного контроля безопасности продукции растительного происхождения в части остаточного содержания пестицидов, превышение допустимых уровней которых является прямым следствием нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, допущенных при ее производстве и (или) хранении (завышение норм и кратности применения, нарушение срока ожидания и другие). Россельхознадзором ежегодно проверялась безопасность 12-15 млн. тонн продукции растительного происхождения. В рамках этого в 2008 - 2010 годах было выявлено до 1,5 тыс. партий опасной продукции, из которых более 1,1 тыс. партий - продукции импортного происхождения. В настоящее время указанный контроль не осуществляется.
К законопроекту также имеются замечания юридико-технического и лингвистического характера.
Указанные предложения могут быть рассмотрены, а замечания учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1035698-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.