Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками от 13 октября 2020 г. N 146/1
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
(вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Законопроект) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и с учетом положений Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326 (редакция от 29 мая 2020 года).
Положения Законопроекта соответствуют положениям договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с решением Совета Государственной Думы (протокол N 284 от 30 сентября 2020 года) Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками утвержден ответственным за рассмотрение 41 Государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" и подраздела 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела 01 "Общегосударственные вопросы" расходов федерального бюджета на 2021 и на плановый период 2022 и 2021 годов.
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - прогноз).
Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
- отсутствие "второй волны" распространения новой коронавирусной инфекции в мире;
- сокращение мирового ВВП в 2020 году (на 4,0 - 4,5% г/г), связанное с введением многими странами карантинных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции;
- затяжной период восстановления глобальной экономики на фоне разрыва глобальных производственных цепочек и сохранения ограничений на деятельность ряда отраслей (туризм, авиаперевозки, общественное питание, сфера досуга и развлечений);
- сохранение ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении Российской Федерации, на протяжении всего прогнозного периода.
Проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" сформирован с учетом оптимизации (сокращения) в среднем на 10% незащищенной части бюджета.
С учетом планируемого превышения расходов федерального бюджета над доходами в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса Законопроект составлен с дефицитом федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Таблица N 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов
млрд. рублей | ||||||||||||
Наименование |
2019 год (отчет) |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||||
Закон N 380-ФЗ |
Оценка* |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10 |
11=10/9 х 100 |
12 |
13=12/10 х 100 |
Доходы, всего |
20 188,8 |
20 593,6 |
17 852,4 |
86,7 |
21 892,3 |
18 765,1 |
85,7 |
22 813,6 |
20 637,5 |
90,5 |
22 262,7 |
107,9 |
%% к ВВП |
18,3 |
18,1 |
16,7 |
|
18,1 |
16,2 |
|
17,7 |
16,6 |
|
16,8 |
|
Расходы, всего |
18 214,5 |
19 666,0 |
22 561,7 |
114,7 |
21 190,9 |
21 520,1 |
101,6 |
22 440,9 |
21 885,0 |
97,5 |
23 671,3 |
108,2 |
%% к ВВП |
16,6 |
17,3 |
21,1 |
|
17,6 |
18,6 |
|
17,4 |
17,6 |
|
17,8 |
|
в том числе условно утвержденные |
|
|
|
|
529,8 |
|
|
1 122,0 |
547,1 |
48,8 |
1 183,6 |
216,3 |
%% к общему объему расходов |
|
|
|
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
+1 974,3 |
+927,6 |
-4 709,3 |
- |
+701,4 |
-2 755,0 |
- |
+372,7 |
-1 247,5 |
- |
-1 408,6 |
112,9 |
%% к ВВП |
1,8 |
0,8 |
4,4 |
|
0,6 |
2,4 |
|
0,3 |
1,0 |
|
1,1 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-5 950,0 |
-6 596,2 |
-9 836,2 |
149,1 |
-7 119,0 |
- 8 742,2 |
122,8 |
-7 499,4 |
-8 131,8 |
108,4 |
-8 898,4 |
109,4 |
%% к ВВП |
5,4 |
5,8 |
9,2 |
|
5,9 |
7,6 |
|
5,8 |
6,5 |
|
6,7 |
|
------------------------------
* - оценка расходов без учета перенесенных остатков 2019 года (включая средства резервного фонда Правительства РФ), не использованных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий COVID 19
------------------------------
В 2021 - 2023 годах на фоне ожидаемого восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17 852,4 млрд. рублей в 2020 году до 18 765,1 млрд. рублей в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20 637,5 млрд. рублей в 2022 году (+10,0% к 2021 году) и 22 262,7 млрд. рублей в 2023 году (+7,9% к 2022 году). По отношению к ВВП в 2021 году доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году.
Расходы федерального бюджета в 2020 - 2023 годах на реализацию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность" представлены в таблице 2.
Таблица 2
млн рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
128 448,1 |
123 961,7 |
125 084,0 |
100,9 |
125 337,7 |
125 904,1 |
100,5 |
126 927,0 |
100,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации" |
103 080,2 |
99 169,4 |
101 251,8 |
102,1 |
100 318,1 |
102 362,8 |
102,0 |
103 322,8 |
100,9 |
Подпрограмма "Выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств" |
19 488,8 |
19 734,5 |
19 129,5 |
96,9 |
20 872,0 |
19 398,0 |
92,9 |
19 423,5 |
100,1 |
Подпрограмма "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию" |
5 363,5 |
4 542,4 |
4 245,3 |
93,5 |
3 632,3 |
3 686,8 |
101,5 |
3 722,6 |
101,0 |
Подпрограмма "Обеспечение работы с соотечественниками, проживающими за рубежом" |
515,7 |
515,4 |
457,5 |
88,8 |
515,4 |
456,5 |
88,6 |
458,1 |
100,3 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Внешнеполитическая деятельность", в 2021 году составят 125 084,0 млн рублей, в 2022 году - 125 904,1 млн рублей, в 2023 году - 126 927,0 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году увеличены на 1 122,3 млн рублей, в 2022 году - на 566,3 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, увеличены на 1 023,0 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение реализации подпрограммы":
уменьшением объемов бюджетных ассигнований в 2023 году на 129,7 млн рублей на систему антитеррористической защищенности объектов МИД России, в связи с завершением мероприятий;
увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2021 году на 117,4 млн рублей на субсидию ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий Министерства иностранных дел Российской Федерации" на осуществление работ по замене лифтов, ремонту системы пожаротушения, установке защитных сеток в зданиях МИД России;
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 65,9 млн рублей, в 2022 году на 66,4 млн рублей, в 2023 году на 1,8 млн рублей на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда, закупку товаров, работ, услуг на обеспечение деятельности работников МИДа России в связи с увеличением предельной численности работников центрального аппарата на 33 единицы.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Выполнение финансовых обязательств Российской Федерации по обеспечению деятельности межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение долевого участия Российской Федерации в содержании межгосударственных структур, созданных государствами Содружества Независимых Государств" - увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 913,5 млн рублей, в 2022 году на 613,2 млн рублей, в 2023 году на 304,5 млн рублей на финансирование, начиная с 2021 года Плана модернизации технологической платформы производственной базы российских филиалов Межгосударственной телерадиокомпании "Мир".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию" обусловлено:
по федеральному проекту "Кадры для цифровой экономики" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 340,4 млн рублей в связи с приведением в соответствие с паспортом федерального проекта.
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы 08 "Международные отношения и международное сотрудничество" раздела 01 "Общегосударственные вопросы", в 2021 году - составят 224 653, 278 млн рублей, в 2022 году - 230 372, 727 млн рублей, в 2023 году - 232 961, 732 млн руб.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 1 244,471 млн рублей, в 2022 году увеличены - на 2 356, 538 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2022 год, увеличены на 2 588, 996 млн рублей.
Кроме того Комитет отмечает, что в представленном законопроекте не предусмотрено увеличение расходов федерального бюджета в объеме, необходимом для увеличения не менее чем в два раза квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования в период с 2021 года по 2023 год. В этой связи в проект Постановления Государственной Думы при принятии в первом чтении федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предлагается включить следующий пункт:
"Правительству Российской Федерации к рассмотрению законопроекта Государственной Думой во втором чтении предусмотреть выделение бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме, необходимом для увеличения не менее чем в два раза квоты на образование в Российской Федерации иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования в период с 2021 года по 2023 год".
Также по мнению Комитета в представленном законопроекте уровень бюджетных ассигнований, предусмотренный в подпрограмме "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию" государственной программы "Внешнеполитическая деятельность", не позволяет Россотрудничеству в полной мере реализовать возложенные на Агентство задачи по продвижению достижений российской культуры, науки и техники. Требуется значительное увеличение количества мероприятий, направленных на противодействие фальсификации истории в ущерб российским интересам, консолидацию исторической памяти о коллективном вкладе советских республик в победу в Великой Отечественной войне; проведение конкурсов научно-публицистических очерков о вкладе СССР/России в социально-экономическое развитие стран пребывания и "круглых столов" по актуальным общественно-политическим аспектам двусторонних отношений и международной повестки дня, а также общей со страной пребывания исторической проблематике; организацию школы лидеров общественного мнения, начинающих журналистов, блогеров; проведение семинаров-презентаций с целью экспортного продвижения отечественных передовых научно-технических разработок, слеты конструкторов и инноваторов, международных образовательно-творческий лагерей переводчиков русской художественной литературы, конкурсных мероприятий на знание истории, культуры, географии России и русского языка; экспорт российских образовательных услуг; издание страновых учебников по русскому языку (разработанных русистами стран); поддержку образовательных организаций ДНР и ЛНР: поставка учебников и оборудования для школ, открытие и оснащение новых пунктов ЕГЭ.
В этих целях необходимо увеличить бюджетные ассигнования по указанному основному мероприятию в 2021 году на 135, 958 млн рублей, в 2022 году на 137, 294 млн рублей, в 2023 году на 138, 904 млн рублей.
В этой связи в проект Постановления Государственной Думы при принятии в первом чтении федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предлагается также включить следующий пункт:
"Правительству Российской Федерации к рассмотрению законопроекта Государственной Думой во втором чтении предусмотреть увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, на реализацию его функций в рамках основного мероприятия "Поддержка российского культурно-гуманитарного присутствия за рубежом" в 2021 году на 135, 958 млн рублей, в 2022 году на 137, 294 млн рублей, в 2023 году на 138, 904 млн рублей".
Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" с учетом высказанных предложений.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.