Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 ноября 2020 г. N 5.1-01/2831
на проект федерального закона N 1036217-7 "О Государственном Совете Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 25 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 14 октября 2020 года (N 1036217-7).
Федеральный закон принят в соответствии с пунктом "е.5" статьи 83, частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом раскрывается конституционное понятие единой системы публичной власти, под которой понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие в конституционно установленных пределах на основе принципов согласованного функционирования, организационно-правового, функционального и финансово-бюджетного взаимодействия, в том числе по вопросам передачи полномочий между уровнями публичной власти, свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.
Согласно Федеральному закону Государственный Совет Российской Федерации (далее - Государственный Совет) является конституционным государственным органом, формируемым Президентом Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.
Определены основные задачи Государственного Совета, в частности: содействие Президенту Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по важнейшим вопросам государственного строительства, укрепления основ федерализма и местного самоуправления, а также по вопросам, касающимся взаимоотношений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение.
К функциям Государственного Совета отнесено в том числе участие в определении, согласовании и утверждении критериев и показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Федеральным законом регулируются вопросы формирования и деятельности Государственного Совета. В его состав входят Председатель Государственного Совета, которым является Президент Российской Федерации, и члены Государственного Совета. По должности членами Государственного Совета являются: Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Также по решению Президента Российской Федерации в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления, иные лица.
Закрепляется, что для решения текущих вопросов деятельности Государственного Совета формируется его Президиум. В целях выполнения задач и осуществления функций Государственного Совета создаются комиссии Государственного Совета по направлениям его деятельности, а также могут создаваться рабочие группы и иные рабочие органы Государственного Совета.
Устанавливается, что заседания Государственного Совета проводятся регулярно в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Государственного Совета. Также возможно проведение внеочередных заседаний.
Заседания Государственного Совета могут проводиться с участием представителей Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, иных органов и организаций. По итогам заседаний Государственного Совета оформляются решения, которые подписываются Председателем Государственного Совета.
Федеральным законом закреплено, что в случае принятия Государственным Советом решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в них изменений, внесения поправок в проект федерального конституционного (федерального) закона проект соответствующего акта вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Отмечаем при этом, что сам Государственный Совет не обладает правом законодательной инициативы.
Деятельность Государственного Совета финансируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. При этом устанавливается возможность дополнительного финансирования за счет бюджетов субъектов Российской Федерации проведения в субъектах Российской Федерации заседаний Президиума Государственного Совета и заседаний рабочих органов Государственного Совета, а также экспертно-аналитического обеспечения деятельности этих органов и деятельности членов Государственного Совета в субъектах Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону организационное обеспечение деятельности Государственного Совета осуществляет Администрация Президента Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (организация публичной власти, установление порядка деятельности федеральных органов государственной власти) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации (финансовое регулирование), и его рассмотрение должно быть начато не позднее 10 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.