Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 ноября 2020 г. N 5.1-01/2889
на проект федерального закона N 1051807-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 26 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 1051807-7) "О внесении изменения в статью 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.М. Макаровым 9 ноября 2020 года. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесены поправки, устанавливающие новое правовое регулирование.
Положения Федерального закона направлены на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости региональных и местных бюджетов. В этих целях Федеральным законом (пункт 2 статьи 1) увеличивается со 180 до 240 дней срок предоставления Российской Федерацией субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
При этом срок возврата бюджетного кредита переносится с 25 ноября на 15 декабря текущего финансового года.
Федеральным законом (пункт 1 статьи 1) устанавливается возможность превышения ограничения размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в пределах положительной разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах.
Федеральным законом (статья 2) предусматривается положение о сохранении в бюджетах субъектов Российской Федерации средств, образовавшихся в результате экономии бюджетных ассигнований в ходе исполнения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, при условии направления таких средств на финансовое обеспечение мероприятий, обеспечивающих достижение показателей региональных проектов, связанных с реализацией федеральных проектов. Новый порядок позволит не направлять высвобождаемые средства в резервный фонд Правительства Российской Федерации, как это предусмотрено в настоящее время пунктом 4.2 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В целях снижения доли коммерческой задолженности в структуре государственного долга регионов Федеральным законом (пункт 3 статьи 3) устанавливается возможность предоставления им в 2020 году бюджетных кредитов из федерального бюджета для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации при условии их погашения не позднее 1 июля 2021 года. Ставка за пользование бюджетными кредитами составляет 0,1 процента годовых. При этом порядок и сроки их возврата определяются в соглашении, заключаемом Минфином России и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом (пункт 1 статьи 3) приостанавливается до 1 января 2021 года действие положения пункта 5 статьи 93.6 Бюджетного кодекса о взыскании задолженности по непогашенному в срок бюджетному кредиту, предоставленному субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) на пополнение остатков средств на счете бюджета. При этом указанное правовое регулирование будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, что позволит в текущем финансовом году не применять к субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) меры по взысканию имеющейся кредитной задолженности.
Федеральный закон (статья 4) пролонгирует на 2021 год возможность предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, осуществляющим деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров. Указанная мера направлена на поддержку хозяйствующих субъектов в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон согласно статье 5 вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктами "а" (федеральный бюджет), "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 11 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.