Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1075003-7 "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите" (далее - законопроект) разработан по результатам мониторинга практики применения государственной защиты в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
Законопроектом предусматривается расширение круга лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с указанным Федеральным законом на основе отнесения к ним федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, федеральных государственных гражданских служащих органов внешней разведки Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает также федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации. К кадровому составу органа внешней разведки Российской Федерации в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О внешней разведке" относятся федеральные государственные гражданские служащие органа внешней разведки. Указанные федеральные государственные гражданские служащие наравне с военнослужащими непосредственно привлекаются к мероприятиям по борьбе с терроризмом (в том числе к участию в военной операции в Сирии и др.), к специальным операциям или выполнению специальных функций по обеспечению безопасности Российской Федерации. В то же время в отличие от отдельной категории военнослужащих на них не распространяются положения Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".
С учетом правоприменительной практики законопроектом уточняется, что государственной защите подлежат также сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска Росгвардии).
Действующая редакция пунктов 6.3 и 6.4 статьи 2 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" допускает возможность толкования нормы, в соответствии с которой государственной защите подлежат только сотрудники центрального аппарата Росгвардии. В то же время Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" предусмотрено, что на войска Росгвардии возлагается задача по участию в охране военнослужащими и сотрудниками общественного порядка, обеспечении общественной безопасности. В этих целях военнослужащим и сотрудникам войск Росгвардии предоставляется право на применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, устанавливаются гарантии личной безопасности военнослужащих и сотрудников войск Росгвардии и членов их семей, определяется, что защита жизни и здоровья, чести и достоинства, а также имущества военнослужащего и сотрудника войск Росгвардии и членов их семей от преступных посягательств в связи с исполнением ими служебных обязанностей осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным Росгвардией с целью выполнения законодательно установленных гарантий личной безопасности фактически применяются меры государственной защиты к военнослужащим и сотрудникам войск Росгвардии, принимающим участие в осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, имущество в связи со служебной деятельностью.
Кроме того, законопроектом предлагается исключить положения, предусматривающие государственную защиту военнослужащих внутренних войск МВД России, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" эти войска преобразованы в войска Росгвардии.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на установление единой системы защиты федеральных государственных служащих (военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих), участвующих в борьбе с терроризмом, в специальных операциях или выполняющих специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что применение мер безопасности к указанным категориям федеральных государственных гражданских служащих будет осуществляться командованием воинских частей, органами военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, а также органами внешней разведки, которые в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" отнесены к органам, обеспечивающим безопасность.
Орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации организационно входит в структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, управление которыми в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" осуществляет Министр обороны Российской Федерации. При этом в Вооруженных Силах Российской Федерации только в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации предусмотрено наличие специального подразделения, обеспечивающего безопасность защищаемых лиц. Поэтому законопроектом предусматривается, что с учетом характера и реальности угроз безопасности защищаемых лиц меры безопасности в отношении военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, а равно в отношении близких родственников таких военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих по решению Министра обороны Российской Федерации могут осуществляться не органом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, а специальным подразделением органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом дополнения направлены на обеспечение с учетом конкретных обстоятельств и угроз максимально эффективной государственной защиты военнослужащих, федеральных государственных гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом, в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации и их близких родственников.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета или введения новых расходных обязательств.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или дополнения существующих федеральных законов, а также принятия новых.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части отнесения отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих к лицам, подлежащим государственной защите" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2018 г. N 855 "Об утверждении Правил применения мер безопасности в виде перевода защищаемого лица на другое, временное или постоянное, место работы (службы) или учебы, переселения на другое, временное или постоянное, место жительства в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих, денежное содержание которых осуществляется за счет средств федерального бюджета".
Срок подготовки нормативного правового акта Правительства Российской Федерации 6 месяцев со дня вступления в силу федерального закона. Ответственный исполнитель - Минобороны России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.