Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1075125-7 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий" (далее - проект федерального закона) разработан в целях законодательного урегулирования полномочий Банка России (далее - Банк России) (в том числе РОСИНКАС) и публичного акционерного общества "Сбербанк России" (далее - ПАО Сбербанк), связанных с получением в Росгвардии и ее территориальных органах во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия, его использования для определенных целей, а также наделения работников ПАО Сбербанк России отдельными полномочиями, которые предоставлены работникам ведомственной охраны (в том числе по задержанию правонарушителей с последующей передачей их в полицию).
Законопроектом уточняются функции Банка России для целей получения во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия, а именно функции по охране при транспортировании (перевозке) денежных средств, драгоценных металлов, корреспонденции, содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, и грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне, а также по охране объектов, предназначенных для их хранения.
В тех же целях законопроектом уточняются функции:
Российского объединения инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации (далее - РОСИНКАС) - по охране при транспортировании (перевозке) денежных средств, драгоценных камней, драгоценных металлов, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей (в том числе при инкассации наличных денег), а также по охране объектов РОСИНКАС, предназначенных для их хранения;
ПАО Сбербанк - по охране при транспортировании (перевозке) денежных средств, драгоценных металлов и изделий из них (в том числе при инкассации наличных денег), а также по охране объектов ПАО Сбербанк, предназначенных для их хранения.
В целях уточнения правового статуса работников Банка России и ПАО Сбербанк, осуществляющих выполнение вышеуказанных охранных функций, в том числе в условиях, связанных с возможностью применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проектом федерального закона предлагается распространить на них отдельные права, обязанности, ответственность и гарантии работников ведомственной охраны (за исключением полномочий, связанных с производством административного задержания, доставлением в служебные помещения, проведением процедур личного досмотра и досмотра вещей).
Помимо этого, статьей 2 проекта федерального закона предусмотрено изменение действующих положений статьи 86.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в части распространения на работников РОСИНКАС прав, обязанностей, ответственности и гарантий работников ведомственной охраны, предусмотренных отдельными положениями Федерального закона от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Федеральный закон "О ведомственной охране"), и исключения из них не применяемых в отношении работников РОСИНКАС положений.
При этом работникам Банка России, РОСИНКАС и ПАО Сбербанк по аналогии с предоставленными работникам частных охранных организаций полномочиями на основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предоставляется право по задержанию лиц, совершивших противоправные посягательства на охраняемое имущество, транспорт, предназначенный для его транспортирования (перевозки), и в отношении работников Банка России, РОСИНКАС и ПАО Сбербанк, и их незамедлительной передаче в орган внутренних дел (полицию).
Предлагаемые проектом федерального закона изменения, в отношении прав работников Банка России, РОСИНКАС и ПАО Сбербанк, направлены на устранение пробелов нормативно-правового регулирования полномочий должностных лиц указанных организаций, осуществляющих охранные функции и не наделенных в настоящее время возможностью применения каких-либо ограничительных мер, при этом предоставление таких полномочий не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий.
Выполнение Банком России, РОСИНКАС и ПАО Сбербанк вышеуказанных полномочий не приведет к введению избыточных административных обязанностей для указанных организаций, выполнению ими несвойственных функций, а также возникновению необоснованных расходов указанных организаций в связи с тем, что предусмотренная проектом федерального закона деятельность, в настоящее время фактически осуществляется и ими уже реализовано право получения для таких целей во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия.
Наличие в статье 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии") обобщенного перечня охраняемых различными юридическими лицами с особыми уставными задачами объектов и транспортируемых (перевозимых) ими грузов и имущества приводит к неоднозначному определению возлагаемых на указанные юридические лица соответствующими федеральными законами обязанностей, для исполнения которых они вправе получать во временное пользование в территориальных органах Росгвардии боевое ручное стрелковое оружие, и, как следствие, к нарушению ими норм законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
В этой связи проектом федерального закона в отношении каждого юридического лица с особыми уставными задачами предлагается закрепить конкретные обязанности, для выполнения которых на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации таким юридическим лицами предоставляется право на получение во временное пользование в Росгвардии и ее территориальных органах боевого ручного стрелкового оружия.
Вопросы оборота (приобретения, использования) оружия субъектами топливно-энергетического комплекса, указанными в статье 9.1 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - субъекты ТЭК), регламентируются статьей 9 Федерального закона "О ведомственной охране" и принятыми в развитие его положений подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем часть третья статьи 12 Федерального закона "Об оружии" в части обеспечения субъектов ТЭК гражданским и служебным оружием в сохранении не нуждается.
В целях закрепления общего полномочия федеральных государственных органов и организаций, имеющих право на создание ведомственной охраны, на получение во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия для осуществления защиты охраняемых ведомственной охраной объектов, статья 1 проекта федерального закона дополнена абзацами девятым и десятым, а часть третья статьи 12 Федерального закона "Об оружии" скорректирована.
Также в статье 12 Федерального закона "Об оружии" исключены положения, касающиеся получения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, во временное пользование боевого ручного стрелкового оружия, в связи с неактуальностью предоставленного полномочия.
Одновременно с этим предлагаемые изменения части третьей статьи 12 Федерального закона "Об оружии" предусматривают исключение из ее действующей редакции норм, определяющих в качестве обязанностей, для выполнения которых уполномоченные органы и организации имеют право получать боевое ручное стрелковое оружие, охрану объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники, особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов, мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей, добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней.
Указанные категории объектов и транспортируемых (перевозимых) грузов входят в состав предусмотренных проектом федерального закона объектов, охраняемых ведомственной охраной федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также иными юридическими лицами с особыми уставными задачами, указанными в статье 1 проекта федерального закона.
Так, охрана объектов производства и хранения оружия, боеприпасов, боевой техники на сегодняшний день осуществляется ведомственной охраной Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (абзац девятый статьи 1 проекта федерального закона), а также организацией, подведомственной Росгвардии (ФГУП "Охрана" Росгвардии).
Охрана мест изготовления и хранения денежных средств и ценностей осуществляется ведомственной охраной Министерства финансов Российской Федерации (абзац девятый статьи 1 проекта федерального закона), мест добычи, переработки и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней - ведомственной охраной стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче природных алмазов (абзац девятый статьи 1 проекта федерального закона), а также организациями, осуществляющими геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение (абзац седьмой статьи 1 проекта федерального закона).
Всем вышеуказанным органам и организациям законодательством Российской Федерации предоставлены соответствующие полномочия по охране объектов и транспортируемых (перевозимых) грузов, в том числе с правом получения и использования для этих целей боевого ручного стрелкового оружия.
Вместе с тем полномочия по охране особо опасных экологических производств, природы и природных ресурсов законодательными актами Российской Федерации, равно как и права на получение и использование для этих целей боевого ручного стрелкового оружия каким-либо юридическим лицам с особыми уставными задачами не предоставлены. В этой связи данные положения части третьей статьи 12 Федерального закона "Об оружии" представляются избыточными и подлежащими корректировке.
Приведенный в статье 1 проекта федерального закона состав юридических лиц с особыми уставными задачами, которые имеют право получения боевого ручного стрелкового оружия, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Изменения, вносимые в часть третью статьи 12 Федерального закона "Об оружии", не затронут установленного порядка оборота оружия в организации, подведомственной Росгвардии, на основании статьи 26 Федерального закона "О ведомственной охране", заключающегося в том, что указанная организация использует боевое ручное стрелковое оружие, принятое на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации, а также служебное и гражданское оружие, разрешенное к обороту на территории Российской Федерации. Виды, типы и модели указанного оружия, а также нормы обеспечения им работников указанной организации определены нормативными правовыми актами Росгвардии.
Разработанный проект федерального закона включает в себя нормы, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в установленных за Росгвардией сферах деятельности.
Проект федерального закона не устанавливает обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также ответственность за нарушение обязательных требований.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта федерального закона не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательные акты Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об оружии", статью 86.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и о предоставлении публичному акционерному обществу "Сбербанк России" отдельных полномочий" (далее - законопроект) потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием" (далее - проект постановления, постановление N 460 соответственно).
Подготовка проекта постановления обусловлена необходимостью приведения положений постановления N 460 в соответствие требованиям законопроекта.
Примерный срок подготовки проекта постановления: не позднее ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования проекта постановления:
корректировка наименований юридических лиц с особыми уставными задачами, имеющих право на получение во временное пользование в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации боевого ручного стрелкового оружия (далее - оружие), а также обязанностей указанных юридических лиц, для исполнения которых они получают оружие;
изменение Перечня отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, получаемых в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации во временное пользование Центральным банком Российской Федерации (в том числе Российским объединением инкассации), Сберегательным банком Российской Федерации, федеральным государственным унитарным предприятием "Главный центр специальной связи", находящимся в ведении Федерального агентства связи, и их территориальными подразделениями, утвержденного постановлением N 460, посредством исключения из него неиспользуемого юридическими лицами с особыми уставными задачами оружия;
уточнение должностей работников юридических лиц с особыми уставными задачами, подлежащих обеспечению оружием, указанных в Нормах обеспечения отдельными типами и моделями боевого ручного стрелкового оружия и патронами к нему Центрального банка Российской Федерации (в том числе Российского объединения инкассации), Сберегательного банка Российской Федерации, федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи", находящегося в ведении Федерального агентства связи, и их территориальных подразделений, утвержденных постановлением N 460;
определение перечня специальных средств, используемых работниками юридических лиц с особыми уставными задачами.
Головной исполнитель: Росгвардия.
Соисполнители: Минцифры России, Минфин России, Банк России, ПАО "Сбербанк России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.