Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается внести в статью 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" изменения, предусматривающие выплату пенсионеру недополученной пенсии и процентов на сумму недополученных денежных средств в случае устранения ошибки со стороны осуществляющего пенсионное обеспечение органа, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Следует отметить, что порядок и сроки исчисления переплаты или недоплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии установлены статьями 26 и 28 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В отношении дополнительной выплаты пенсионеру процентов на сумму недополученных денежных средств следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", применение положений статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство денежным, а если не являются - имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.
В связи с тем, что отношения в области пенсионного обеспечения не являются гражданско-правовыми отношениями, а урегулированы специальным законодательством, устанавливающим обязанности государства по выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии и не относятся к денежным обязательствам по смыслу, придаваемому этим обязательствам нормами статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, предложение по дополнительной выплате пенсионерам процентов на сумму недополученных денежных средств не поддерживаются.
Реализация положений законопроекта потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Однако в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом не определены источники и порядок исполнения нового вида расходных обязательств.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 10523п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 1075680-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части регулирования особенностей устранения ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, В.К. Гартунгом и другими"
Текст письма опубликован не был