Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1076141-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" подготовлен во исполнение протоколов оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации от 16 января 2018 г. "О дополнительных мерах по нейтрализации угроз национальной безопасности в миграционной сфере" (подпункт 1.1.4 пункта 1.1), предусматривающего формирование и ведение единого электронного ресурса (реестра) сведений эпидемиологического характера, обеспечивающего возможность идентификации мигранта, получения информации о его трудовой деятельности и иных данных, влияющих на эпидемиологическую безопасность Российской Федерации, а также от 19 мая 2017 г. "О дополнительных мерах межведомственного взаимодействия при реализации государственной миграционной политики" (пункт 4), предусматривающего исключение практики проведения вне медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения медицинских осмотров иностранных граждан и лиц без гражданства и выдачи им медицинских заключений для получения разрешительных документов в сфере миграции.
Законопроект включен в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год (пункт 216), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" изменения, предусматривающие создание и ведение Роспотребнадзором создание, эксплуатацию и развитие Роспотребнадзором федеральной информационной системы сведений санитарно-эпидемиологического характера, в которой будет содержаться информация о результатах медицинских освидетельствований и медицинских осмотров иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - информационная системы).
При этом законопроектом предусматривается, что только государственные и муниципальные медицинские организации вправе проводить медицинские осмотры и медицинские освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства на наличие заболевания наркоманией, инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, и ВИЧ-инфекции, и выдавать медицинские документы по их результатам (медицинское заключение об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции).
Материально-технические и кадровые ресурсы медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения обладают необходимыми ресурсами для обеспечения проведения медицинских освидетельствований всех иностранных граждан, нуждающихся в получении разрешительных документов в сфере миграции.
Полномочия по утверждению положения о информационной системе, в том числе перечня информации, порядка и сроков ее представления в указанную информационную систему, порядка доступа к содержащейся в информационной системе информации и порядка обмена информацией с ее использованием возлагаются на Правительство Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается внести корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", предусматривающие, что документы, подтверждающие отсутствие у иностранных граждан или лиц без гражданства заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции выдаются по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Также предлагается скорректировать сроки подачи иностранными гражданами и лицами без гражданства в подразделения МВД России по вопросам миграции документов, представляемых для оформления разрешительных документов в сфере миграции и миграционных статусов.
Законопроект направлен на предотвращение завоза на территорию Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", недопущение постоянного нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности, у которых выявлены такие заболевания, а также на предупреждению их допуска к осуществлению трудовой деятельности на эпидемиологически значимых объектах.
Следует отметить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 55) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Российская Федерация является одним из мировых экономических, культурных и туристических центров, что делает ее миграционно привлекательным регионом. Только по официальным данным Росстата в 2017 г. страну прибыло 4 800 человек, что в 2 раза выше, чем в 2007 г. (2 300 человек).
При этом Российская Федерация граничит со странами, в которых заболеваемость, например, туберкулезом является одной из самых высоких в мире. Это практически все страны постсоветского пространства, а также страны Средней Азии и Дальнего Востока. Лидерами по числу прибывших в Российскую Федерацию мигрантов являются Украина, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия. Заболеваемость туберкулезом в этих странах превышает среднероссийские показатели.
За период 2007 - 2018 гг. прошли медицинское освидетельствование более 21,6 млн. иностранных граждан, среди которых выявлено 103 420 больных инфекционными заболеваниями, в том числе ВИЧ - инфицированных - 22 534 человека (21,8%), больных туберкулезом - 35 315 человек (34,2%), больных инфекциями передаваемыми половым путем (ИППП) - 45 571 человек (44%).
За период 2011 - 2019 гг. принято 24 600 решений о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Создание и эксплуатация информационной системы позволит оптимизировать проведение мероприятий по раннему выявлению иностранных граждан или лиц без гражданства, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источником распространения инфекционных заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих, сократить сроки принятия решений о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации и ускорить депортацию таких лиц.
Особый порядок вступления в силу настоящего Федерального закона - по истечении 120 дней со дня его официального опубликования, предусмотрен для обеспечения разработки и принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для его реализации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Расходы на разработку и создание федеральной информационной системы сведений эпидемиологического характера, обеспечивающей возможность идентификации гражданина, в том числе иностранного гражданина, получение информации о его трудовой деятельности и иных данных, влияющих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, составят 17,2 млн. рублей, включая 180 тыс. рублей - на создание технического задания, 8 млн. рублей - на серверное оборудование для обработки данных, систему защиты персональных данных и инфраструктуру обеспечения функционирования серверов и всей системы в целом, 9 млн. рублей - на разработку информационного ресурса (баз данных, алгоритмов функционирования со сторонними системами, методик анализа и визуализации данных, программного обеспечения).
Указанные расходы будут осуществляться за счет средств, предоставленных Роспотребнадзору в рамках Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки |
Срок подготовки |
Цель, предмет и содержание правового регулирования |
Исполнитель и соисполнитель по разработке проекта нормативного правового акта |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной информационной системе сведений эпидемиологического характера, в том числе перечень и сроки вносимой в нее информации, порядок доступа и обмена информацией, ведения эпидемиологического мониторинга как комплекса мер по оценке распространенности инфекционных заболеваний, контроля факторов риска, моделирования и прогнозирования эпидемических процессов" |
3 месяцев со дня принятия Федерального закона |
Приведение нормы действующего законодательства Российской Федерации в части вопросов функционирования федеральной информационной системе сведений эпидемиологического характера, в соответствие с положениями Федерального закона |
Роспотребнадзор |
|
2. |
Проект приказа Минздрава России "Об утверждении порядка проведения обязательных медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, учета и ведения отчетности медицинскими организациями" |
3 месяцев со дня принятия Федерального закона |
Приведение нормы действующего законодательства Российской Федерации в части вопросов медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, выдачи документов, подтверждающих их прохождение, в соответствии с положениями Федерального закона |
Минздрав России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.