Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1076089-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования"
Досье на проект федерального закона
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 121 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
В настоящее время согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (далее - ФГОС профессионального образования) к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии) (далее - профстандарты).
При этом ФГОС профессионального образования предусматривают перечень профстандартов по определенным сферам профессиональной деятельности, в соответствии с которыми формируются профессиональные компетенции, устанавливаемые образовательной программой, а также устанавливают возможность формирования профессиональных компетенций не только из указанных во ФГОС профессионального образования профстандартов, но и из иных профстандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, размещенных в реестре профстандартов.
Вместе с тем, складывающаяся правоприменительная практика формирования требований ФГОС профессионального образования на основе профстандартов показывает, что данное законодательное положение неэффективно, несмотря на содержащиеся механизмы такого формирования во ФГОС профессионального образования.
Динамичность рынка труда требует постоянного внесения изменений в действующие профстандарты, утверждения новых, признания утратившими силу старых, что, в свою очередь, влечет изменения в перечне профстандартов, содержащихся в той или иной области профессиональной деятельности. В свою очередь, это требует оперативного учета во ФГОС профессионального образования, так как ФГОС профессионального образования может предусматривать формирование требований на основе профстандартов, входящих как в одну область профессиональной деятельности, так и в несколько областей профессиональной деятельности.
В свою очередь, процедура внесения изменений во ФГОС профессионального образования может длиться в среднем 6 месяцев, что не отвечает потребностям оперативного учета многочисленных изменений профстандартов.
Например, в настоящее время реестр профстандартов насчитывает примерно 1325 профстандартов, из которых минимум 100 профстандартов утратили силу, а часть претерпела значительные изменения или была полностью переработана (в частности, в области судостроения были переработаны все ранее утвержденные профстандарты, а также был признан утратившим силу приказом Минтруда России от 26 декабря 2019 г. N 832н (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2020 г., регистрационный N 58533) профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденный приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н (зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2015 г., регистрационный N 38993).
Кроме того, профстандарты описывают требования к квалификации, необходимой для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, в то время как ФГОС профессионального образования устанавливают несколько типов задач профессиональной деятельности, к которым могут готовиться выпускники, что приводит к сопряженности ФГОС профессионального образования с множеством профстандартов и указанной выше затруднительности выбора необходимых профстандартов.
Учитывая изложенное, действующий механизм применения профстандартов в сфере профессионального образования требует совершенствования, о чем неоднократно отмечалось на заседаниях Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 19 сентября 2018 г. N 29, протокол от 27 марта 2019 г. N 35).
В законопроекте пересматриваются действующие механизмы формирования ФГОС профессионального образования, а именно устанавливается, что ФГОС профессионального образования могут разрабатываться не только по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, но и по их укрупненным группам, по областям профессиональной деятельности по соответствующим уровням профессионального образования, а также по уровням образования.
Законопроектом признается утратившей силу часть 7 статьи 11 Федерального закона об образовании и вводится новая норма в статью 12 Федерального закона об образовании, согласно которой основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций разрабатываются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов, соответствующих области профессиональной деятельности выпускников при их наличии.
Законопроектом статья 12 Федерального закона об образовании дополняется частью 8.1, в соответствии с которой основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе выбора профессиональных стандартов (при наличии), соответствующих области(ям), виду (видам) профессиональной деятельности выпускников. В случае отсутствия профессиональных стандартов основные профессиональные образовательные программы в части профессиональных компетенций будут разрабатываться организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе соответствующих ФГОС профессионального образования.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность получения обучающимися нескольких квалификаций в рамках освоения ими основных профессиональных образовательных программ (подпункт "з" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 г. N Пр-589 по итогам совместного расширенного заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г., подпункт "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 июня 2020 г. N Пр-955 по итогам совещания "О ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции").
Механизмы, заложенные в законопроекте, позволят сократить избыточное государственное регулирование образовательной деятельности и расширить автономию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в необходимости которой озвучивалось на совместном расширенном заседании президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 6 февраля 2020 г.
Законопроект не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Сведения о влиянии предлагаемых законопроектом решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствуют.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования" не повлечет расходов из федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования" потребует внесение изменений, издания следующих нормативных правовых актов:
1) постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений"
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России, соисполнитель - Минпросвещения России.
2) приказа Минпросвещения России "Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ"
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минпросвещения России.
3) приказа Минобрнауки России "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ высшего образования, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ высшего образования"
Обоснование необходимости подготовки - реализация статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки - в течение шести месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Головной исполнитель - Минобрнауки России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.