Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1075801-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников"
Досье на проект федерального закона
Целью настоящего законопроекта является повышение статуса педагогического работника, как непосредственного участника создания главного общественного богатства - человеческого потенциала (человеческого капитала).
Законопроект направлен прежде всего на существенное улучшение условий труда педагогических работников.
Так, для педагогических работников законопроектом устанавливается продолжительность учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы:
1) при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, а также дополнительных предпрофессиональных образовательных программ - 18 часов в неделю;
2) при реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ -720 часов в год.
Независимо от должности и места работы педагогическому работнику устанавливается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 56 календарных дней.
В настоящее время средняя заработная плата педагогического работника общеобразовательной организации устанавливается на уровне средней заработной платы по экономике региона по преимуществу за счет того, что один педагогический работник в среднем работает не менее чем на 1,4 ставки, а каждый седьмой работает на две ставки и более. Такая ситуация приводит к раннему эмоциональному выгоранию педагога, становится препятствием для его профессионального совершенствования и личностного развития и в конечном счете к снижению качества образования.
Законопроектом предлагается установить, что размер средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций при работе на одну ставку (оклад) без учета надбавки за классное руководство должен:
1) для воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей и других педагогических работников, не указанных в пунктах 2 и 3, превышать размер средний заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше, чем размер средней заработной платы в целом по Российской Федерации;
2) для мастеров производственного обучения и педагогических работников из числа преподавательского состава государственных и муниципальных профессиональных образовательных учреждений не менее чем в полтора раза превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше полуторного размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации;
3) для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные образовательные программы высшего образования, не менее чем в два раза превышать размер средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации и быть не меньше двукратного размера средней заработной платы в целом по Российской Федерации.
Кроме того, законопроект предполагает перераспределение фонда оплаты труда педагогических работников, направленное прежде всего на существенное повышение оплаты труда молодых педагогов. А именно, устанавливается, что базовый должностной оклад (минимальный оклад) педагогического работника не может быть меньше:
- 140 процентов среднемесячной заработной платы в регионе для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования;
- 70 процентов среднемесячной заработной платы в регионе для остальных педагогических работников.
Законопроектом также предлагается установить педагогическим работникам:
- надбавку за классное руководство и кураторство студенческих групп в размере не менее 5000 рублей;
- надбавки за ученые степени доктора наук (15000 рублей) и кандидата наук (8000 рублей);
- надбавки к окладам (должностным окладам) в размере трех процентов за каждого обучающегося свыше нормативной наполняемости класса в общеобразовательных организациях на первое число каждого месяца;
- ежемесячную денежную компенсацию в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере не менее 10 процентов должностного оклада, порядок выплаты которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на содействие обеспечения педагогическими кадрами сельских образовательных организаций. В частности устанавливается, что если вследствие малокомплектности сельского муниципального общеобразовательного учреждения рабочее время педагогического работника составляет менее 18 часов в неделю, но не менее 12 часов в неделю, заработная плата указанному педагогическому работнику выплачивается в размере не ниже размера тарифной ставки (оклада) педагогического работника соответствующей категории.
Законопроект устанавливает право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и проживающих совместно с ними членов их семей на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в полном объеме, независимо от размера и типа жилого помещения.
Законопроектом устанавливается единовременное пособие в размере одного миллиона рублей при переезде в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек в связи с поступлением на работу в дошкольную образовательную организацию или общеобразовательную организацию.
Законопроектом устанавливается также иные гарантии и меры поддержки педагогических работников, в том числе:
- право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма (при этом жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма педагогическим работникам, резервируются в соответствующем жилищном фонде в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации);
- преимущественное право на прием детей работников государственных организаций дошкольного образования в указанные организации;
- право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц;
- возможность установления льгот для педагогических работников при организации платных мероприятий организациями культуры.
Принятие настоящего законопроекта позволит решить проблему нехватки педагогических кадров и повысить качество образования в России.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников"
Изменения, связанные с оплатой труда педагогических работников
Оценка расходов федерального и консолидированного бюджетов по уровням образования
1. Дошкольное образование
Положение законопроекта, согласно которому средняя заработная плата педагогических работников дошкольного образования не может быть ниже средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, полностью соответствует абзацу 4 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 о доведении к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования, которая в соответствии с абзацем 3 указанного подпункта не может быть меньше средней заработной платы в соответствующем регионе.
2. Общее образование
Положения законопроекта о средней заработной плате педагогических работников общеобразовательных организаций полностью соответствуют положениям абзаца 3 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусматривающего доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации.
Однако, по данным профсоюзов, один педагогический работник общеобразовательных организаций в настоящее время работает на 1,4 ставки. Таким образом, расходы консолидированного бюджета с вступлением в силу положений законопроекта возрастут примерно в 1,4 раза.
3. Профессиональное образование
Расходы на повышение заработной платы педагогическим работникам профессионального образования, включая мастеров производственного обучения.
В соответствии с абзацем 5 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования к 2018 году должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе Российской Федерации.
Согласно положениям законопроекта, вступающим в силу с 1 января 2023 года, указанная средняя заработная плата должна быть больше полуторного размера средней заработной платы в соответствующем регионе.
Таким образом, расходы из консолидированного бюджета на заработную плату педагогических работников образовательных организаций среднего профессионального образования, включая мастеров производственного обучения, увеличатся, начиная с 2022 года в полтора раза.
4. Высшее образование
Согласно законопроекту, средняя ставка педагогического работника государственного вуза с 1 января 2022 года должна составлять не менее двух размеров средней заработной платы в соответствующих регионах Российской Федерации, что полностью соответствует абзацу 6 подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Однако, по данным профсоюзов, на одного представителя профессорско-преподавательского состава в год приходится не 720 часов, как устанавливается законопроектом, а 900 часов. Таким образом, расходы на оплату труда профессорско-преподавательского состава с вступлением в силу положений законопроекта должны возрасти в 900/720 = 1,25 раза.
Расходы на надбавки за ученые степени.
С 1 сентября 2013 года надбавки за ученые степени были включены в оклады педагогических работников.
Законопроектом устанавливаются надбавки за ученые степени:
15000 рублей - для докторов наук;
8000 рублей - для кандидатов наук.
По данным Росстата и Высшей школы экономики, в 2017-2018 учебном году в государственных и муниципальных высших учебных заведениях работали:
37848 докторов наук;
140496 кандидатов наук.
Таким образом, затраты на надбавки за ученые степени будут составлять на финансовый год
(37848 x 15000 руб. + 140496x8000 руб.) х 12 22 292 млн. руб.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что средняя заработная плата педагогического работника должна превышать среднюю заработную плату в регионе и быть не менее средней заработной платы по Российской Федерации в целом.
Исходя из этого расходы соответствующих бюджетов возрастут, поскольку средняя заработная плата во многих регионах ниже средней заработной платы по России в целом.
Оценка увеличения бюджетных расходов дана в следующей таблице.
Средняя заработная плата в Российской Федерации за 2019 год составила 47867 рублей.
Федеральный округ или субъект РФ |
Средняя заработная плата за 2019 год |
Коэффициент повышения бюджетных расходов |
Центральный ФО |
|
|
Белгородская область |
34615 |
1,38 |
Брянская область |
29853 |
1,60 |
Владимирская область |
33076 |
1,45 |
Воронежская область |
33690 |
1,42 |
Ивановская область |
27533 |
1,74 |
Калужская область |
41442 |
1,16 |
Костромская область |
31241 |
1,53 |
Курская область |
32709 |
1,46 |
Липецкая область |
34312 |
1,4 |
Орловская область |
29863 |
1,60 |
Рязанская область |
34448 |
1,40 |
Смоленская область |
31269 |
1,53 |
Тамбовская область |
28697 |
1,67 |
Тверская область |
33524 |
1,43 |
Тульская область |
38151 |
1,25 |
Ярославская область |
36016 |
1,33 |
Северо-западный ФО |
|
|
Республика Карелия |
42964 |
1,11 |
Вологодская область |
39116 |
1,22 |
Калининградская область |
35637 |
1,34 |
Ленинградская область |
46387 |
1,03 |
Новгородская область |
32174 |
1,49 |
Псковская область |
29441 |
1,63 |
Южный ФО |
34460 |
1,39 |
Северо-Кавказский ФО |
29135 |
1,64 |
Приволжский ФО |
34592 |
1,38 |
Уральский ФО |
|
|
Курганская область |
30632 |
1,56 |
Свердловская область |
41110 |
1,16 |
Челябинская область |
37433 |
1,28 |
Сибирский ФО |
41310 |
1,16 |
Дальневосточный ФО |
|
|
Забайкальский край |
43896 |
1,09 |
Республика Бурятия |
39115 |
1,22 |
Приморский край |
46867 |
1,02 |
Еврейская автономная область |
42400 |
1,13 |
Устанавливаемое законопроектом положение, согласно которому базовые оклады педагогических работников должны составлять 70 процентов, а работников из числа профессорско-преподавательского состава организаций высшего образования - 140 процентов среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации, не повлечет расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку оно не ведет к увеличению фонда оплаты труда педагогических работников, а лишь изменяет характер его распределения между ними.
Что касается расходов федерального и региональных бюджетов, предусмотренных частью 3 вновь проектируемой статьи 47.5, то они должны быть предусмотрены в соответствующих бюджетах в связи с поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации (от 27.02.2019 N Пр-294, п. "а").
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу повышения статуса педагогических работников" потребует внесения соответствующих изменений в главу 52 Трудового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.