Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1075528-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь" 1 подготовлен в целях совершенствования законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям с учетом развития современных информационных технологий, а также организации инициативного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
1. Совершенствование процесса назначения и выплаты пенсий.
В настоящее время в целях реализации права на страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии, назначаемые по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" 2, граждане обращаются с соответствующими заявлениями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации 3.
При этом в ряде случаев, когда от гражданина не требуется представления юридически значимой информации, установление пенсий осуществляется без подачи заявления, например:
перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования 4 величины индивидуального пенсионного коэффициента после установления страховой пенсии в связи с работой после назначения пенсии (с 1 августа каждого года, по данным индивидуального (персонифицированного) учета) 5;
перерасчет размера страховой пенсии в связи с представлением страхователем после назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента (со дня назначения пенсии, по данным индивидуального (персонифицированного) учета) 6;
перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет (со дня достижения указанного возраста) 7;
перерасчет размера пенсии при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер пенсии (со дня установления соответствующей группы или причины инвалидности) 8;
назначение страховой пенсии по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, при возникновении у него права на страховую пенсию по старости, а при отсутствии такого права - назначение социальной пенсии по старости по достижении возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (со дня достижения им соответствующего возраста) 9;
назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей - инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (со дня установления соответствующей группы инвалидности) 10.
Выплата страховой пенсии гражданину, прекратившему осуществление трудовой и (или) иной деятельности, с учетом индексаций (увеличений) страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, также осуществляется без подачи заявления (по данным индивидуального (персонифицированного) учета) 11.
Учитывая сформировавшуюся тенденцию в развитии процедурных норм пенсионного законодательства - отказ от необходимости подачи правомочными лицами заявлений в целях совершения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, процедурных действий, направленных на реализацию его прав, и закрепление презумпции согласия гражданина на назначение пенсии и изменение ее размера, исходя из того, что это выгодно гражданину, проектом федерального закона предлагается назначение в беззаявительном порядке:
пенсий, назначаемых по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом N 1032-1;
страховых пенсий по инвалидности;
социальных пенсий по инвалидности.
Пенсии, назначаемые по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом N 1032-1, предлагается назначать при согласии безработного гражданина на основании предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину со дня выдачи указанного предложения.
Страховые пенсии по инвалидности и социальные пенсии по инвалидности лицам, признанным инвалидами, предусматривается назначать со дня признания лица инвалидом на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
В данном случае, решение о назначении соответствующей пенсии будет вынесено в сокращенные сроки - не позднее 5 рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении пенсии извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении ему пенсии.
Проектом федерального закона предусматривается, что в случае представления пенсионером, являющимся получателем страховой пенсии по инвалидности, документов, подтверждающих обстоятельства до дня назначения страховой пенсии по инвалидности, влекущие увеличение размера страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, а также в случае поступления таких документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионного обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в истребовании документов, необходимых для назначения пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности со дня назначения указанной пенсии, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности.
Аналогичные нормы предусмотрены в отношении всех страховых пенсий в случае, если обстоятельства, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, наступили до назначения указанной пенсии. Такие положения распространяются на пенсии, устанавливаемые по предложению органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину в соответствии с Законом N 1032-1.
Помимо этого, проектом федерального закона предлагается:
- назначение в беззаявительном порядке страховой пенсии по старости лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, в случае, если это выгодно пенсионеру;
- возобновление выплаты страховой пенсии в беззаявительном порядке в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений, подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пунктах 3 (достижение лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет) и 4 (истечение срока действия вида на жительство) части 1 статьи 24 Федерального закона N 400-ФЗ;
- возобновление выплаты накопительной пенсии в беззаявительном порядке в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений, подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пункте 2 (истечение срока действия вида на жительство) части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" 12;
- перерасчет в беззаявительном порядке размеров пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности, установленных гражданам из числа космонавтов, в связи с установлением им I группы инвалидности, либо достижением ими возраста 80 лет;
- закрепить право органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, оказывать содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации или на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств. В случае поступления таких документов, подтверждающих обстоятельства, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, после назначения страховой пенсии будет производиться перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения исходят из презумпции согласия гражданина на установление пенсии, увеличение ее размера, направлены на создание для граждан удобных условий реализации своего права на получение пенсии, отвечающих современным подходам оказания государственных услуг, и в целом соответствуют закрепленной в пенсионном праве тенденции развития осуществления процедурных действий без подачи гражданами заявлений.
Положения проекта федерального закона предусматривают, что граждане могут обращаться с заявлением об установлении страховой пенсии с указанием в нем в том числе сведений о способе доставки страховой пенсии.
Положения части 1 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ устанавливают общее правило о том, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Вместе с тем, в условиях чрезвычайной ситуации особое значение имеет доставка денежных сумм пострадавшим гражданам. В связи с этим оперативная доставка пенсий осуществляется по фактическому месту нахождения пенсионера, в большинстве случаев вне графика доставки пенсии - досрочно.
В связи с изложенным в целях оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации проектом федерального закона предлагается закрепить норму о досрочной доставке пенсий в условиях введения чрезвычайной ситуации.
При этом данная норма может распространяться на все виды чрезвычайных ситуаций (федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального, локального характера).
2. Инициативное информирование застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Проектом федерального закона предусмотрены положения, направленные на организацию информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Согласно предлагаемым изменениям на ПФР возлагается обязанность по информированию застрахованных лиц, достигших возраста 45 лет не являющихся получателями страховой пенсии по старости (в том числе назначенной досрочно), страховой пенсии по инвалидности, пенсии по старости, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсии, назначенной в соответствии с Законом N 1032-1, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
Информирование предлагается осуществлять в автоматическом режиме с периодичностью один раз в три года, начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 лет, до 31 декабря соответствующего года.
Указанный временной период и периодичность информирования позволят гражданину оценить имеющиеся пенсионные права и при необходимости скорректировать собственную модель поведения в части приобретения дополнительных прав (например, путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты страховых взносов 13).
Застрахованным лицам, как использующим федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", так и не использующим указанную систему, сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости будут предоставляться в порядке и по форме, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В состав сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, направляемых застрахованному лицу, предлагается включить данные о сформированных гражданином пенсионных правах, информацию об условиях приобретения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях, информацию о параметрах, используемых для расчета страховой пенсии по старости гражданина, и сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости гражданина на дату осуществления инициативного информирования.
Расчет предполагаемого размера страховой пенсии по старости будет осуществляться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Первое информирование застрахованных лиц, из числа лиц 1977 года рождения и ранее, осуществляется до 31 декабря 2022 года.
Такое информирование позволит гражданину получить сведения об имеющихся у него пенсионных правах, предполагаемом размере пенсии и тем самым планировать свое будущее.
3. Вопросы исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Настоящим проектом федерального закона предлагается дополнить статью 32 Федерального закона N 400-ФЗ нормой, предусматривающей утверждение Правительством Российской Федерации правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ.
Такое дополнение обусловлено следующим.
Исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - постановление N 516, Правила N 516), срок действия которых продлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление N 665).
Правила N 516, принятые в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), применяются с 23 июля 2002 г. (с даты вступления в силу постановления N 516) при исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 32 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 г. Правила N 516 применялись при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 173-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона N 400-ФЗ было принято постановление N 665, предусматривающее применение Правил N 516, при досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ.
Таким образом, проектируемая норма в статью 32 Федерального закона N 400-ФЗ необходима для разработки отдельного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, которым будет предусмотрен порядок исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. Совершенствование процесса установления социальных доплат к пенсии.
Статьей 3 проекта федерального закона предусмотрена оптимизация механизма реализации гражданами права на получение социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) путем внесения изменений и дополнений в статью 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" 14.
В настоящее время социальная доплата к пенсии устанавливается при обращении за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев установления социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ).
В указанных случаях социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.
Как правило, за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган ПФР граждане обращаются одновременно с обращением за назначением пенсии. Назначение гражданину пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации является одним из необходимых условий для приобретения права на социальную доплату к пенсии.
При этом территориальные органы ПФР располагают достаточной информацией (о факте и сроках установления пенсии и ее размере, об иных выплатах, осуществляемых ПФР, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера, о факте осуществления (прекращения) трудовой и иной приравненной к ней деятельности) для установления и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии без подачи заявления как о гражданах, состоящих на учете, так и о гражданах, претендующих на установление пенсии. Информация о мерах социальной поддержки, предоставленных в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, и в настоящее время поступает от уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в рамках нормативно закрепленного межведомственного информационного обмена, также может быть получена из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
В отношении граждан, пенсии которым устанавливаются уполномоченными органами федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" 15, необходимая для установления и выплаты социальных доплат к пенсии (как федеральной, так и региональной) информация может быть получена в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Предлагаемый подход соответствует закрепленной в пенсионном праве тенденции развития осуществления процедурных действий без подачи гражданами заявлений, а также направлен на создание для граждан удобных условий реализации своего права на получение социальных доплат к пенсии.
В этой связи законопроектом предлагается исключить необходимость обращения граждан в территориальные органы ПФР или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за установлением социальной доплаты к пенсии, установив при этом, что указанная выплата устанавливается со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее возникновения права на нее.
В целях обеспечения возможности установления в беззаявительном порядке региональной социальной доплаты к пенсии в рамках межведомственного информационного взаимодействия территориальные органы ПФР будут представлять уполномоченным органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации информацию о факте и сроках установления гражданину пенсии, а также об осуществлении пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ.
В целях обеспечения возможности установления в беззаявительном порядке социальных доплат к пенсии гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом N 4468-1, необходимая для установления социальных доплат к пенсии информация будет представляться уполномоченными органами федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.
Проектом федерального закона предусматривается, что при установлении социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке территориальный орган ПФР или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установивший социальную доплату к пенсии, будет уведомлять гражданина о факте установления указанной выплаты. В уведомлении будет указано об обязанности пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
Законопроектом предлагается дополнить статью 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ нормой, содержащей положения, позволяющие избежать уменьшения размера общего дохода пенсионера в случае колебания индексов увеличения пенсий, ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ) в разные годы, путем сохранения к выплате суммы индексации пенсий, ЕДВ предыдущего года, если они превышают суммы индексации соответствующих выплат в текущем году.
5. Дополнение и уточнение территориальными органами ПФР сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Проект федерального закона предусматривает внесение положений в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающих возможность дополнения территориальными органами ПФР индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведениями об иных периодах при соответствующем изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, поступлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, без истребования заявления от гражданина. Также предлагается закрепить норму о предоставлении работодателем сведений о стаже за межрасчетный период для права на пенсию без участия гражданина.
6. Заключительные положения.
Законопроектом предусматривается введение механизма беззаявительного назначения страховой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности, начиная с 1 января 2022 г. Такой срок обусловлен процедурой представления страхователями, включая граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в срок не позднее 31 декабря 2021 г. сведений обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и последующей их оценки по состоянию на 1 января 2002 г., проводимой для учета таких сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в целях установления соответствующих пенсий 16.
Положения законопроекта, касающиеся процедуры назначения досрочной пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом N 1032-1, с учетом готовности органов службы занятости и органов ПФР к внедрению беззаявительного механизма назначения таких пенсий, вступают в силу с 1 апреля 2021 года.
С учетом готовности территориальных органов ПФР и уполномоченных органов субъектов Российской Федерации к внедрению беззаявительного порядка установления социальных доплат к пенсии положения законопроекта, регулирующие указанный порядок вступают в силу с 1 апреля 2021 года.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
------------------------------
1 Далее - проект федерального закона.
2 Далее - Закон N 1032-1.
3 Далее - ПФР.
4 Далее - индивидуальный (персонифицированный) учет.
5Пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
6Часть 7 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ.
7Часть 5 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ.
8Пункт 1 части 4 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ, пункт 2.1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ).
9Часть 6 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ, пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 166-ФЗ.
10Пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 166-ФЗ.
11Статья 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
12 Далее - Федеральный закон N 424-ФЗ.
13Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
14 Далее - Федеральный закон N 178-ФЗ.
15 Далее - Закон N 4468-1.
16Статья 6.1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов:
Постановления Правительства Российской Федерации
1. "О внесении изменений в Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение беззаявительного порядка установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
2. "О внесении изменений в Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение беззаявительного порядка установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности.
3. "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: урегулирование вопросов исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
4. "О внесении изменений в Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: обеспечение беззаявительного порядка назначения страховых пенсий по инвалидности и социальных пенсий по инвалидности.
5. "О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: обеспечение беззаявительного порядка возобновления выплаты страховых пенсий и накопительных пенсий; обеспечение досрочной выплаты и доставки страховых пенсий ранее текущего месяца в условиях любой чрезвычайной ситуации.
6. "О внесении изменений в Правила ведения пенсионной документации, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 616н".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: внесение изменений в состав сведений извещения о назначении пенсии.
7. "О внесении изменений в приложение N 46 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 90н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: I квартал 2021 года.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители: Федеральная служба по труду и занятости, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: внесение изменений в форму предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину в целях беззаявительного назначения указанной пенсии.
8. "О внесении изменений в Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 февраля 2019 г. N 116н".
Основание - статья 1 законопроекта.
Срок подготовки: I квартал 2021 года.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители: Федеральная служба по труду и занятости, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: обеспечение беззаявительного назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; обеспечение информирования безработного гражданина о направлении предложения о досрочном назначении ему пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
9. "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 881н "Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий)".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: внесение изменений в типовые формы договоров о доставке пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, заключенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации с кредитными организациями и организациями почтовой связи (иными организациями, занимающимися доставкой пенсий) в целях организации получения от организации, выбранной пенсионером для доставки страховой пенсии, информации об изменении данных, на основании которых осуществляется доставка страховой пенсии этому пенсионеру; обеспечение досрочной выплаты и доставки страховых пенсий ранее текущего месяца в условиях любой чрезвычайной ситуации.
10. "О внесении изменений в перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: внесение изменений в части исключения подтверждения сведений об инвалидности выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом.
11. "Об утверждении порядка предоставления и формы сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Минкомсвязь России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: определение порядка и формы предоставления сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости.
12. "О внесении изменений в Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н".
Основание - статья 3 законопроекта.
Срок подготовки: I квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: исключение процедуры обращения гражданина или его представителя с заявлением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии с дополнением процедур по предоставлению федеральной социальной доплаты к пенсии.
13. "О внесении изменений в Порядок обмена информацией между Пенсионным фондом Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в целях установления социальных доплат к пенсии, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 мая 2020 г. N 277н".
Основание - статья 3 законопроекта.
Срок подготовки: I квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: закрепление за территориальными органами ПФР и уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, обязанности в целях установления федеральной/региональной социальной доплаты к пенсии гражданину осуществлять обмен информацией без заявления гражданина.
14. "О внесении изменений в Порядок обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 апреля 2017 г. N 365н".
Основание - статья 3 законопроекта.
Срок подготовки: I квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного приказа и краткое описание: закрепление за территориальными органами ПФР и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанности в целях установления федеральной/региональной социальной доплаты к пенсии гражданину осуществлять обмен информацией без заявления гражданина.
Постановления правления Пенсионного фонда Российской Федерации
15. "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 января 2019 г. N 16п".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель: Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение беззаявительного порядка назначения страховых пенсий по инвалидности и социальных пенсий по инвалидности.
16. "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии"
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель: Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение предоставления застрахованным лицам, не использующим федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), государственной услуги по информированию о предполагаемом размере страховой пенсии.
17. "О внесении изменений в Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 июля 2019 г. N 404п".
Основание - статья 6 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель: Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: обеспечение возможности для граждан по желанию указывать в заявлении о доставке пенсии информацию, что в случае неполучения пенсии в текущем месяце в организации почтовой связи, организация почтовой связи перечисляет сумму страховой пенсии на счет, открытый в выбранной гражданином кредитной организации; определение порядка подачи заявления об отказе от назначения страховой пенсии по инвалидности, в том числе через личный кабинет на ЕПГУ, а также обеспечение утверждения формы указанного заявления.
18. "О признании утратившим силу Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 августа 2019 г. N 415п".
Основание - статья 3 законопроекта.
Срок подготовки: III квартал 2021 г.
Ответственный исполнитель - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Соисполнитель: Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: исключение процедуры подачи заявления гражданином о предоставлении государственной услуги по установлению федеральной социальной доплаты к пенсии исключает взаимодействие территориальных органов ПФР с гражданином и квалифицирует процедуру установление федеральной социальной доплаты к пенсии не как государственную услугу, а как функцию, возложенную на Пенсионный фонд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.