Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1077217-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции" предусматривается ряд новелл, направленных на регулирование порядка определения и предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий.
Прежде всего, законопроект предполагает принципиально новый способ утверждения вышеуказанных предельных уровней цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, устанавливаемый при утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Представляется, что предельный уровень цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, является важнейшей величиной, регулирование которой должно соответствовать порядку утверждения федерального бюджета, поскольку нельзя не отметить ключевую внутреннюю роль данных тарифов для бизнеса и населения. Действующий порядок, при котором данную величину определяет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, с учетом важности вопроса, представляется необоснованным.
Таким образом, утверждение предельного уровня цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий в порядке, соответствующем рассмотрению проекта федерального бюджета и иных федеральных законов полностью соответствует значимости данного вопроса и позволит как населению, так и бизнесу находится в стабильных и прогнозируемых условиях, а сами размеры тарифов сделать более обоснованными за счет привлечения к данному вопросу как Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, так и Президента России.
Вторым проектируемым положением настоящего проекта федерального закона является установление на уровне федерального закона предельного уровня цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, которое не может превышать прогнозируемый уровень инфляции, положенный в основу формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Многократно на протяжении многих лет ведущими экономистами и промышленниками отмечалось, что высокие показатели роста тарифов естественных монополий в нашей стране являются одной из ключевых барьеров для развития бизнеса, несмотря на то, что изначальной функцией установления таких тарифов является стимулирование развития предпринимательства, а также несмотря на то, что Российская Федерация - крупный экспортер энергоресурсов (в частности, газа, цена на который на внутреннем рынке остается одной из самых высоких в мире и продолжает расти).
Нельзя не отметить несостоятельность аргументации широкого ряда экспертов, сравнивающих уровень тарифов в разных странах путем простого перевода цен в единую валюту, не применяя паритета покупательской способности, который дает совершенно иную картину реального соотношение стоимостей энергоресурсов в России и других странах (так, в России газ реализуется населению по идентичной стоимости экспорта в Европейский Союз, а в сравнении с США газ для внутреннего рынка России стоит значительно дороже). Стоит отметить, что подобные нормы действуют в странах-импортерах энергоресурсах, в частности, в Великобритании, показывая свою состоятельность в протекционистской для внутренних потребителей роли.
Подводя итог вышесказанному стоит подчеркнуть, что завышенные тарифы естественных монополий препятствует инвестициям и убивает промышленность, а монополизированные отрасли вследствие постоянной государственной поддержки, наличия неэффективного менеджмента и раздутых структур, выполняют свои задачи декларативно и год от года завышают тарифы в разы.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления предельного уровня роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги) естественных монополий, не превышающего прогнозируемый уровень инфляции" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.