Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 15 декабря 2020 г. N 3.2-04/3369
по Федеральному закону "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1055441-7), принятый Государственной Думой 15 декабря 2020 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на повышение эффективности государственных капитальных вложений при осуществлении функций государственного заказчика по строительству объектов капитального строительства гражданского назначения, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом предусматриваются порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции и полномочия публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - ППК или единый заказчик), которая будет осуществлять функции государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, которые находятся (будут находиться) в государственной собственности Российской Федерации и включены в программу деятельности единого заказчика.
Учредителем единого заказчика будет Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя единого заказчика от имени Российской Федерации будет осуществлять Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
Согласно положениям Федерального закона в программу деятельности единого заказчика включаются объекты, строительство которых предусмотрено решениями об осуществлении капитальных вложений в указанные объекты, а также объекты, финансовое обеспечение капитального ремонта которых осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Виды (категории) объектов, включаемых в программу деятельности единого заказчика, будут определяться Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается, что единый заказчик не вправе выполнять работы по строительству объектов, включенных в программу деятельности единого заказчика, своими силами. Строительство указанных объектов будет обеспечиваться единым заказчиком в рамках осуществления им полномочий государственного заказчика путем заключения государственных контрактов в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Предусматривается, что единый заказчик при обеспечении строительства объектов, включенных в программу деятельности единого заказчика, является застройщиком, а также осуществляет функции технического заказчика и проводит строительный контроль самостоятельно или путем привлечения им иных лиц.
Согласно Федеральному закону его положения не распространяются на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, объекты правоохранительной деятельности, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, объекты, используемые в целях внешнеполитической деятельности, и в иные объекты, предусмотренные Федеральным законом.
Предусматривается положение о том, что единый заказчик в соответствии со своим уставом имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение целей, поставленных перед единым заказчиком в соответствии с федеральным законом.
Согласно Федеральному закону ППК будет создана путем реорганизации федеральных государственных учреждений, определенных Правительством Российской Федерации, с одновременным сочетанием их преобразования и слияния.
Имущество единого заказчика формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате реорганизации учреждений, субсидий из федерального бюджета на цели, не связанные с обеспечением строительства объектов, включенных в программу деятельности единого заказчика, а также имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных единым заказчиком от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Предусматривается, что единый заказчик осуществляет свою деятельность на основании стратегии развития и программы деятельности на текущий год и на определяемый наблюдательным советом единого заказчика плановый период деятельности, который не может быть менее двух лет.
Состав сведений, включаемых в программу деятельности единого заказчика на текущий год и на плановый период, определяется наблюдательным советом. Наблюдательный совет также будет утверждать программу деятельности единого заказчика.
Органами управления ППК будут наблюдательный совет - высший орган управления, правление и генеральный директор.
В качестве органа контроля за финансово-хозяйственной деятельностью единого заказчика предусматривается ревизионная комиссия.
Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации будут осуществлять в отношении единого заказчика внешний государственный аудит (контроль), внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок в соответствии с Федеральный законом N 44-ФЗ.
Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в 7 федеральных законов.
В Федеральном законе также содержится ряд положений, касающихся особенностей процедуры реорганизации федеральных казенных учреждений и регламентирующих вопросы создания единого заказчика.
Полагаем, что обеспечиваемая Федеральным законом централизация функций технического заказчика, застройщика, строительного контроля, осуществляемых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, в отношении объектов гражданского назначения, строительство которых обеспечивается за счет средств федерального бюджета, будет способствовать повышению эффективности расходования средств федерального бюджета, облегчению контроля за строительством объектов и повышению их качества.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
О.В. Мельниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.