Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 декабря 2020 г. N 5.1-01/3067
по Федеральному закону "О публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 15 декабря 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 13 ноября 2020 года (N 1055441-7).
Федеральным законом определяется порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" (далее - Единый заказчик) в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса (далее - строительство) объектов капитального строительства, которые находятся или будут находиться в государственной собственности Российской Федерации и которые включены в программу деятельности Единого заказчика (далее - объекты).
Федеральным законом устанавливается, что Единый заказчик создается путем реорганизации федеральных государственных учреждений, определенных Правительством Российской Федерации, с одновременным сочетанием их преобразования и слияния в целях осуществления функций государственного заказчика и застройщика при обеспечении строительства объектов.
Согласно положениям Федерального закона учредителем Единого заказчика будет являться Российская Федерация. Функции, полномочия учредителя Единого заказчика от имени Российской Федерации будет осуществлять Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Единый заказчик действует на основании устава, утвержденного Правительством Российской Федерации, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием. Местом нахождения единого заказчика является город Москва.
Имущество Единого заказчика формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества, полученного в порядке правопреемства в результате реорганизации учреждений, субсидий из федерального бюджета, а также имущества, приобретенного за счет имущественного взноса Российской Федерации, добровольных имущественных взносов, доходов, полученных Единым заказчиком от осуществления своей деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
Состав имущества, передаваемого Единому заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации, в том числе перечень имущества и видов имущества Единого заказчика, на которые не может быть обращено взыскание по обязательствам Единого заказчика, будет определяться Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки формирования имущества Единого заказчика, направления расходования средств Единого заказчика также будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Предоставление Единому заказчику средств федерального бюджета для формирования его имущества осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Единый заказчик осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, главного администратора доходов федерального бюджета и администратора доходов федерального бюджета при обеспечении строительства объектов. Также в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Единым заказчиком должны приниматься решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в строительство объектов государственной собственности Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается, что Единый заказчик осуществляет свою деятельность на основании стратегии развития Единого заказчика и программы деятельности Единого заказчика на текущий год и на плановый период, определяемый наблюдательным советом Единого заказчика, и не может быть менее двух лет.
В программу деятельности включаются объекты, строительство которых предусмотрено решениями об осуществлении капитальных вложений в указанные объекты (категории таких объектов будут определяться Правительством Российской Федерации), а также объекты, финансовое обеспечение капитального ремонта которых осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Единый заказчик не вправе осуществлять строительство указанных объектов своими силами и при обеспечении строительства таких объектов должен осуществлять функции технического заказчика с проведением строительного контроля самостоятельно или путем привлечения иных лиц.
В отношении объектов, включенных в программу деятельности, Единый заказчик осуществляет закупки товаров, работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Единый заказчик в целях осуществления возложенных на него функций и полномочий может являться ответственным исполнителем, соисполнителем, участником государственных программ Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Единый заказчик вправе обращаться от имени Российской Федерации с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права федеральной собственности на объекты, включенные в программу деятельности Единого заказчика, а также на земельные участки, предоставленные Единому заказчику в целях обеспечения строительства указанных объектов.
Согласно Федеральному закону Единый заказчик также имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение целей создания Единого заказчика.
Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы Российской Федерации осуществляют в отношении Единого заказчика внешний государственный аудит (контроль), внутренний государственный финансовый контроль, контроль в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом устанавливаются органы управления Единого заказчика: наблюдательный совет Единого заказчика (высший орган управления); правление Единого заказчика (коллегиальный исполнительный орган); генеральный директор Единого заказчика (единоличный исполнительный орган).
Согласно Федеральному закону реорганизация и ликвидация Единого заказчика будут осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом 3 июля 2016 года N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Реорганизация Единого заказчика может осуществляться с одновременным сочетанием преобразования и присоединения к нему одного или нескольких федеральных государственных учреждений, определенных Правительством Российской Федерации, на основании решений Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с осуществлением капитальных вложений в объекты транспортной инфраструктуры, объекты, используемые в целях обеспечения правоохранительной деятельности, внешнеполитической деятельности, объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе включенные в государственный оборонный заказ, объекты, выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию которых осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", а также на правоотношения, связанные с реализацией мероприятий по обеспечению жильем военнослужащих и иных категорий лиц, сведения о которых составляют государственную тайну, по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливаются переходные положения, которыми, в частности, предусматривается, что Единый заказчик является правопреемником федеральных государственных учреждений, путем реорганизации которых он создан, в том числе правопреемником в отношении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности учреждений.
Недвижимое имущество учреждений, передаваемое Единому заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации, оценивается по его кадастровой стоимости, действующей на день его передачи Единому заказчику в качестве имущественного взноса Российской Федерации, а в случае отсутствия таковой - по его рыночной стоимости на указанный день.
Со дня государственной регистрации Единого заказчика до утверждения программы деятельности Единого заказчика Единым заказчиком обеспечивается выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция (в том числе с проведением работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), капитального ремонта, снос объектов, которые по состоянию на указанный день выполнялись на основании государственных контрактов, заказчиками по которым являлись учреждения, путем реорганизации которых создан Единый заказчик.
Корреспондирующие изменения вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", от 3 июля 2016 года N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для реализации Федерального закона потребуется утверждение Правительством Российской Федерации ряда нормативных правовых актов, направленных на обеспечение порядка создания и деятельности публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства".
Федеральный закон принят по вопросам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти), "ж" (финансовое регулирование), "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктом "к" (административное, земельное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 22 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопрос, предусмотренный пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 29 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.