Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 ноября 2020 г. N 5.1-01/2894
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятому Государственной Думой 26 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1027743-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года.
В части 1 статьи 1 Федерального закона содержатся основные характеристики федерального бюджета на 2021 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 115 533 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года):
прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 765 101 678,2 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 91 113 781,0 тыс. рублей;
общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 520 068 140,5 тыс. рублей.
С учетом планируемого превышения расходов федерального бюджета над доходами предусмотрен дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.
Федеральный закон устанавливает нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, перечни главных администраторов доходов федерального бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утверждает распределение бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов между бюджетами субъектов Российской Федерации, определяет особенности администрирования отдельных видов доходов, а также особенности использования средств, предоставляемых отдельным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Федеральным законом (статья 5) регулируются вопросы казначейского сопровождения целевых средств, предоставляемых юридическим лицам. При этом указанный механизм распространяется, в том числе на авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), за исключением средств субсидий, предоставляемых указанным учреждениям.
Одновременно с этим Федеральным законом (часть 3 статьи 5) расширяется перечень видов целевых средств, не подлежащих казначейскому сопровождению, а именно средства, предоставляемые некоммерческим организациям в виде имущественного взноса на обеспечение культурной, образовательной и иной общественно полезной деятельности по решению Президента Российской Федерации; средства, предоставляемые на основании государственных (муниципальных) контрактов в целях приобретения гостиничных услуг, в том числе для выполнения государственного оборонного заказа.
Федеральный закон (статья 8) определяет размеры выплат, ежегодное установление которых в федеральном законе о федеральном бюджете предусмотрено требованиями соответствующих законодательных актов Российской Федерации: материнского (семейного) капитала, накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной выплаты, размера индексации детских пособий и компенсаций.
Федеральный закон регулирует вопросы государственных заимствований, государственного долга и предоставления государственных гарантий. В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 115 и пункта 4 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) в части 13 статьи 6 Федерального закона определен общий объем бюджетных ассигнований на исполнение государственных гарантий. При этом в отношении государственных гарантий, предоставленных до 1 января 2021 года в иностранной валюте, закрепляется возможность их исполнения в валюте Российской Федерации при наличии волеизъявления бенефициара (часть 5 статьи 14 Федерального закона).
Федеральный закон (часть 5 статьи 13) предусматривает возможность продления до 31 марта 2036 года срока возврата кредита (погашения основного долга) по кредитным соглашениям, заключенным российскими банками с организациями оборонно-промышленного комплекса, обязательства по которым обеспечены государственными гарантиями, с одновременным увеличением срока действия указанных гарантий.
В части 1 статьи 21 Федерального закона закреплен перечень оснований для внесения в 2021 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении указанная статья была дополнена новыми направлениями использования в 2021 году зарезервированных средств, к которым, в том числе относятся мероприятия по развитию туризма и индустрии гостеприимства (17 628 739,6 тыс. рублей); организация бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях (540 663,7 тыс. рублей); ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (758 630,0 тыс. рублей); создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в отдельных субъектах Российской Федерации в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором (32 790 157,7 тыс. рублей).
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Бюджетного кодекса датой вступления в силу Федерального закона является 1 января 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации и в соответствии с пунктом "а" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 11 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.