Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1078994-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 123 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р, а также в целях реализации абзаца второго подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 28 марта 2020 г. N Пр-589 и пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N ТГ-П8-2944 (далее соответственно - План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, Поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации).
Целями разработки законопроекта являются реализация пункта 123 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, Поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расширение полномочий наблюдательных советов образовательных организаций высшего образования, являющихся автономными учреждениями (далее - образовательные организации), а также нормативное закрепление особенностей формирования попечительских советов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями.
Расширение полномочий наблюдательных советов образовательных организаций обусловлено необходимостью повышения эффективности управления этими организациями.
Так, наблюдательный совет, являясь обязательным для автономных учреждений коллегиальным органом, в состав которого входят представители государственных органов, трудового коллектива и общественности, играет одну из ключевых ролей в управлении образовательными организациями.
Вместе с тем в настоящий момент потенциал наблюдательных советов образовательных организаций используется в недостаточной мере, причиной чего являются в том числе ограничения законодательного характера.
Так, полномочия наблюдательных советов установлены в части 1 статьи 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) исчерпывающим образом и в основном включают решение вопросов организационного и имущественного характера.
В свою очередь, возможность участия указанного органа в принятии стратегических решений Законом об автономных учреждениях не предусмотрена.
Учитывая национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474, а также современные вызовы, стоящие перед образовательными организациями, возникла необходимость преобразования текущей модели наблюдательных советов посредством наделения указанного органа полномочиями по решению отдельных стратегических вопросов деятельности образовательной организации.
В связи с изложенным, а также в целях выполнения Поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации законопроектом предлагается отнести к компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, помимо предусмотренных статьей 11 Закона об автономных учреждениях вопросов, также рассмотрение и согласование программ развития образовательной организации, мониторинг их реализации.
При этом законопроектом предлагается отказаться от установления на законодательном уровне исчерпывающего перечня полномочий наблюдательного совета образовательной организации и предоставить возможность дополнять указанный перечень на уровне устава, что позволит создать более гибкую модель управления и оперативно реагировать на изменения внешней среды, в которой действуют образовательные организации.
Частью 2 статьи 1 Закона об автономных учреждениях установлено, что для автономных учреждений, осуществляющих деятельность в том числе в сфере образования, федеральными законами могут определяться особенности регулирования отношений, затрагивающих основы управления автономными учреждениями.
В связи с этим реализация предлагаемых вышеуказанных изменений статуса наблюдательных советов образовательных организаций возможна посредством внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), поскольку указанный закон устанавливает особенности регулирования отношений, затрагивающих основы управления автономными учреждениями, являющимися образовательными организациями, и является для них отраслевым.
Учитывая изложенное, задачу по расширению полномочий наблюдательных советов образовательных организаций предлагается решить путем внесения соответствующих изменений в Закон об образовании.
Помимо вышеуказанных изменений законопроектом предлагается закрепить в Законе об образовании положения, касающиеся формирования в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, попечительских советов. В целях выполнения Поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции попечительского совета указанных организаций предлагается отнести рассмотрение и согласование программ развития образовательной организации высшего образования, мониторинг их реализации, а также решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации к его компетенции.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не повлечет за собой возникновение социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также признания утратившими силу и приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Принятие законопроекта потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) постановления Правительства Российской Федерации, касающегося внесения изменений в устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 56 (далее - устав автономного учреждения).
Головной исполнитель - Минобрнауки России, соисполнители - Минфин России, Росимущество, Минэкономразвития России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Обоснование необходимости подготовки: реализация статьи 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования: необходимость приведения устава автономного учреждения в соответствие с законопроектом путем дополнения перечня полномочий наблюдательного совета федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" полномочиями, предлагаемыми законопроектом;
2) постановлений Правительства Российской Федерации, касающихся внесения изменений в 6 уставов федеральных государственных бюджетных образовательных учреждений высшего образования, функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации в отношении которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - уставы бюджетных учреждений).
Головной исполнитель - Минобрнауки России, соисполнители - Минфин России, Росимущество, Минэкономразвития России.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Обоснование необходимости подготовки: реализация статьи 1 законопроекта.
Цель, предмет и содержание правового регулирования: необходимость приведения уставов бюджетных учреждений в соответствие с законопроектом путем их дополнения положениями, касающимися создания и деятельности попечительских советов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.