Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2020 г. N 5.1-01/2756
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы",
одобренному Государственной Думой 18 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального конституционного закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года (N 1024648-7).
Федеральный конституционный закон направлен на реализацию положений пункта "е.3" статьи 83 и пункта "л" статьи 102 Конституции Российской Федерации, которые вступили в силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и которыми предусмотрены новые полномочия Президента Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в части прекращения полномочий отдельных категорий судей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта "л" статьи 102" следует читать "пункта "л" части 1 статьи 102"
В этих целях Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" дополняется положениями, закрепляющими особую процедуру прекращения полномочий отдельных категорий судей (Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам) в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", прекращения гражданства Российской федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, других случаях, указанных в Федеральном конституционном законе, а также предусмотренных другими федеральными конституционными законами. В этих случаях полномочия названных лиц могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое рассматривается Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.
В соответствии с новыми положениями статьи 125 Конституции Российской Федерации уточняются положения Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", закрепляющие статус Конституционного Суда Российской Федерации. При этом отмечаем, что согласно новой части 3 статьи 18 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", в то время как основы такого порядка закрепляются непосредственно в самом Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".
Корреспондирующими положениями, устанавливающими особенности прекращения полномочий в отношении соответствующих категорий судей, дополняются Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении были внесены поправки, связанные с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 5 Федерального конституционного закона конституционные (уставные) суды упраздняются до 1 января 2023 года. Со дня вступления Федерального конституционного закона в силу эти суды не будут принимать новые дела к производству, а рассмотрение дел, уже принятых к производству до дня вступления Федерального конституционного закона в силу, должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня, с которого в соответствии с законами субъектов Российской Федерации конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются, но не позднее 1 января 2023 года. Также со дня вступления в силу Федерального конституционного закона новые судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаться не будут.
Судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Федерального конституционного закона, прекратившим исполнение своих полномочий в соответствии с ним, а также судьям, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение гарантий, включая материальное и социальное обеспечение.
Соответственно из Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" исключаются положения, регулирующие вопросы статуса, функционирования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом устанавливается, что субъекты Российской Федерации вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5), однако статус и компетенция названных органов не раскрываются.
Отмечаем, что принятым Государственной Думой 18 ноября 2020 года Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (законопроект N 1024650-7) вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, которыми из названных законов исключаются нормы, касающиеся правового положения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и деятельности указанных судов.
Принятие Федерального конституционного закона потребует внесения изменений также в ряд иных федеральных законов, содержащих указания на конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, - в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
По Федеральному конституционному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу (с 1 января 2023 года - для положений, связанных с упразднением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.