Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по обороне и безопасности от 1 декабря 2020 г. N 3.3-04/2382
по Федеральному конституционному закону "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в рамках соответствующих полномочий и в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (далее - Федеральный конституционный закон), одобренный Государственной Думой 18 ноября 2020 года.
Проект федерального конституционного закона N 1024648-7 внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года.
Федеральный конституционный закон направлен на реализацию положений пункта "е.3" статьи 83 и пункта "л" статьи 102 Конституции Российской Федерации, которые вступили в силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и которыми предусмотрены новые полномочия Президента Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в части прекращения полномочий отдельных категорий судей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта "л" статьи 102" следует читать "пункта "л" части 1 статьи 102"
Федеральный конституционный закон дополняет федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" положениями, закрепляющими особую процедуру прекращения полномочий отдельных категорий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", прекращения гражданства Российской федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, других случаях, указанных в Федеральном конституционном законе, а также предусмотренных другими федеральными конституционными законами.
В соответствии с новыми положениями статьи 125 Конституции Российской Федерации уточняются положения Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", закрепляющие статус Конституционного Суда Российской Федерации. При этом согласно новой части 3 статьи 18 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", в то время как основы такого порядка закрепляются непосредственно в самом Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации".
Из Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" исключаются положения, регулирующие вопросы статуса, функционирования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Корреспондирующими положениями, устанавливающими особенности прекращения полномочий в отношении соответствующих категорий судей, дополняются Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Принятие Федерального конституционного закона потребует внесения изменений также в ряд иных федеральных законов, содержащих указания на конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, - в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и другие.
Федеральный конституционный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности считает, что одобрение Федерального конституционного закона отвечает интересам Российской Федерации, так как способствует улучшению деятельности всех судов и качеству судопроизводства в Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный конституционный закон "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы", одобренный Государственной Думой 18 ноября 2020 года.
Первый заместитель |
А.В. Ракитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.