Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 ноября 2020 г. N 5.1-01/2755
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 18 ноября 2020 г.
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года (законопроект N 1024650-7).
В Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" вносятся изменения, направленные на реализацию изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
В Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривается запрет для судей иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Устанавливается, что Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в следующих случаях: 1) совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи; 2) несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; 3) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами; 5) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 6) в иных случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами.
В Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" вносится уточнение, в соответствии с которым при внесении Президентом Российской Федерации в Совет Федерации представлений о прекращении полномочий вышеназванных категорий судей рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей ранее поданного заявления соответствующего судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям приостанавливается до рассмотрения по существу указанного вопроса Советом Федерации.
При рассмотрении во втором чтении в проект Федерального закона были внесены поправки, в соответствии с которыми из указанных федеральных законов, а также из Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключены нормы, касающиеся правового положения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и деятельности указанных судов. Эти изменения корреспондируют положениям одобренного Государственной Думой 18 ноября 2020 года Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы" (проект N 1024648-7), согласно которым конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации должны быть упразднены до 1 января 2023 года.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности), "о" (судоустройство) и "т" (установление ограничений для замещения государственных должностей) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьёй 4 Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся правового положения судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и деятельности указанных судов, которые вступают в силу с 1 января 2023 года.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и он может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 3 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, Председателю комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.