Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по регламенту и организации парламентской деятельности от 1 декабря 2020 г. N 3.10-04/1803
по Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев на своем заседании 1 декабря 2020 года принятый Государственной Думой 18 ноября 2020 года Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности отмечает следующее.
Проект федерального закона (N 1024650-7) подготовлен в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 22 сентября 2020 года.
Вносимыми Федеральным законом изменениями закрепляется, что полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в следующих случаях:
1) совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
2) несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
3) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
5) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;
6) в иных случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами.
Порядок внесения в Совет Федерации представления о прекращении полномочий указанных категорий судей определяется Президентом Российской Федерации.
В случае внесения Президентом Российской Федерации в Совет Федерации вышеуказанного представления о прекращении полномочий судьи приостанавливается рассмотрение Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации заявления судьи о прекращении его полномочий по другим основаниям.
Лицо, судейские полномочия которого досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, вправе обжаловать данное решение в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Также Федеральным законом закрепляется запрет для судей и кандидатов на должность судьи иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Кроме того, в связи с упразднением до 1 января 2023 года конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации из Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключаются нормы о правовом статусе судей и деятельности данных судов.
Принятие Федерального закона будет способствовать повышению авторитета судебной власти.
С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.