Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1079717-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен с целью создания комфортных и безопасных условий для развития автомобильного туризма и индустрии автомобильных путешествий в Российской Федерации.
С учетом сложившейся обстановки, популярность автомобильного туризма существенно возросла: передвижение на собственном автотранспорте позволяет туристу обеспечить соблюдение социальной дистанции и нивелировать вероятность заражения короновирусной инфекцией.
По данным Росстата, на автомобиле по России путешествует более 20 миллионов человек, однако большинство не выезжает далее 400 км от дома. Такая география автомобильных путешествий обусловлена проблемами, связанными с недостаточной инфраструктурой: площадки для остановок вдоль большинства автомобильных трасс являются редкостью, а оказываемые услуги - не отвечают потребностям возросшего интереса наших граждан к данному виду путешествий. Культура автотуризма в стадии зарождения и необходимо создать условия для его развития, безопасности и комфортных условий для путешествий.
Указанная тенденция связана с очевидным экономическим преимуществом такого вида туризма: путешествие на автомобиле на семью из 3 - 4 человек на 30 - 40 процентов выгоднее по сравнению с другими видами туризма, включающими необходимость передвижения на железнодорожном или авиационном транспорте. Эти и другие особенности автомобильного туризма создают предпосылки к увеличению доли путешествующих на собственном автотранспорте туристов на рынке самостоятельных путешествий.
С каждым годом культура автопутешествий, получившая повсеместное развитие в Европе и США, привлекает наших граждан все больше. Во многих зарубежных странах приняты отдельные нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания и функционирования инфраструктурных объектов для автотуризма. Среди прочих можно выделить закон о кемпингах и контроле их развития, принятый в Великобритании в 1960 году, регламент Республики Кипр о туристических кемпингах 1977 года, региональное законодательство штатов Австралии и др.
Приоритетность развития автомобильных путешествий подтверждается тем, что, данный вид туризма включен в новую Стратегию развития туризма в Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года N 2129-р.
Кроме того, перспективы развития автомобильного туризма заложены на территории России географически: огромные пространства редких по красоте мест, тысячи километров дорог. Развитие автотуризма будет способствовать экономическому развитию регионов, увеличит наполняемость местных бюджетов, "брендирует" места паломничеств автотуризма, что соответственно приведет к увеличению инвестиционной привлекательности субъектов.
Несмотря на растущую популярность автомобильного туризма в Российской Федерации, указанные общественные отношения не урегулированы действующим законодательством.
Для решения обозначенных проблем необходимо создать благоприятные условия для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере автотуризма в целях стимулирования создания качественных и разнообразных российских автотуристских продуктов, в том числе посредством развития автотуристских кластеров как "магнитов притяжения" туристов, разработки и реализации национальных автомобильных маршрутов, раскрытии инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации, обусловленной природно-климатическими факторами, формировании культуры автопутешествий в нашей стране.
Законопроект создает основу для развития правового регулирования и поддержки автомобильного туризма. С этой целью законопроект предусматривает введение новых понятий: "туризм автомобильный", "кемпинг", "караван", "туристический кластер", "автотуристский кластер", закрепляет приоритет развития туристских, автотуристких кластеров через государственно-частное партнерство и другие механизмы привлечения внебюджетного финансирования, возлагает на Федеральное агентство по туризму обязанности по содействию развития туристских кластеров.
Законопроектом предлагается ввести добровольную классификацию кемпингов, как одного из основных видов средств размещения в рамках индустрии автомобильного туризма.
Создание понятных критериев классификации позволит, с одной стороны, решить проблему информирования потребителей о количественном и качественном составе услуг, оказываемых в определенном кемпинге. С другой стороны, юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги кемпингов, смогут использовать результаты классификации в рекламных целях для привлечения клиентов.
Кроме того, цели развития туризма не могут быть достигнуты без повышения требований к автомобильным дорогам. Поэтому законопроектом предусматриваются изменения в Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленные на установление повышенных требований к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог.
Повышенные требования смогут предъявляться к автомобильным дорогам, являющимися составной частью туристских маршрутов и национальных туристских маршрутов. В перспективе перечень автомобильных дорог с повышенными требованиями планируется формировать Федеральным агентством по туризму во взаимодействии с уполномоченными органами.
Принятие предлагаемых изменений будет в полной мере способствовать развитию автотуристского потенциала России, и как следствие, придаст импульс для популяризации въездного и внутреннего туризма.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования автомобильного туризма и реализации туристского кластера в Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.