Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1079811-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) (далее - законопроект) направлен на реализацию повышения легальности и обеспечение усиления государственного контроля за производством пива и пивных напитков (далее - пивоваренная продукция), сидра, пуаре, медовухи.
Законопроектом предлагается ввести реестр производителей пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи, а также снизить порог допустимой максимальной производственной мощности основного технологического оборудования для производства пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи, при котором не возникает обязанности лиц, осуществляющих производство указанной продукции, по оснащению основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, а также требования по передаче сведений в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об объемах производства указанной продукции с 300 до 100 тысяч декалитров в год.
В настоящее время производители пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи разделены на две категории:
- организации, имеющие производственную мощность основного технологического оборудования свыше 300 тысяч декалитров в год, и которые оснащены автоматическими средствами;
- организации, имеющие производственную мощность основного технологического оборудования менее 300 тысяч декалитров в год, имеющие решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о допустимости работы без автоматических средств измерения.
При предоставлении государственной услуги по пломбированию автоматических средств измерений организациям, имеющим производственную мощность основного технологического оборудования свыше 300 тысяч декалитров в год, не представляется законной возможности проверять у таких организаций наличие как самого оборудования необходимого для производства такой продукции (варочный комплекс, оборудование брожения и дображивания), так и документов на него, так как при предоставлении государственной услуги законодательством предусмотрена возможность осмотра только оборудования линий розлива и автоматических средств измерения.
В результате на пивоваренном рынке появляются организации производители, подключенные к системе ЕГАИС, по факту не производящие продукцию, а являющиеся организациями однодневками, через которые вводится в оборот пивоваренная продукция, производимая по факту неизвестными производителями по неизвестным адресам производства.
Например, только с начала 2019 года установлена 551 организация, декларирующая производство пивоваренной продукции, но фактически не ведущая деятельности по указанным в налоговых органах адресам, а производственные помещения и технологическое оборудование у таких организаций отсутствуют.
При этом выявлена схема с участием 48 взаимодействующих между собой фирм-однодневок, через которые было введено в нелегальный оборот 22,5 млн дал пивоваренной продукции, что составляет порядка 5 млрд руб. потерь бюджетов субъектов Российской Федерации только в виде недополученных сумм акцизов.
Кроме того, сведения об организациях, имеющих производственную мощность основного технологического оборудования свыше 300 тысяч декалитров в год, не заносятся в единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта и производства пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Как следствие, у органа государственного контроля и надзора (Росалкогольрегулирование) отсутствуют исчерпывающие сведения об организациях, позволяющие определять риски совершения вышеуказанными организациями правонарушений.
Вместе с тем отмечается повышенный интерес бизнеса к указанной сфере деятельности. Так, в настоящее время количество производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи составляет 1 720 организаций, что на 432 производителя (33,5%) больше, чем на 1 января 2018 года (1 288 организаций).
Необходимо отметить, что Росалкогольрегулированием в сфере производства пивоваренной продукции в 2018 году проведено 690 мероприятий по контролю, в 2017 году - 657. При этом в 2018 году выявлено фактов нарушений на 31,3% больше чем в 2017 году.
На этом фоне с начала 2018 года по настоящее время по итогам контрольных мероприятий, проведенных правоохранительными и контролирующими органами, налоговыми органами доначислено более 8 млрд руб. налогов, связанных с производством пивоваренной продукции.
Основной причиной ситуации, сложившейся в данном сегменте алкогольного рынка, является отсутствие эффективного государственного регулирования, что создает условия для сокрытия фактического производства и возможности введения в оборот нелегальной продукции.
Это, в свою очередь, приводит к возникновению угроз жизни и здоровью граждан и существенному недополучению налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации всех уровней, а также к нарушению равных условий конкуренции на рынке.
Законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" инструментарий, а именно: "реестр производителей пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи", обязанность по ведению реестра производителей пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи лиц, осуществляющих производство указанной продукции, предлагается возложить на Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.
При включении организаций в указанный реестр предполагается проведение внеплановой выездной проверки организации на предмет установления фактического наличия основного технологического оборудования, с проверкой расчета мощности, представляемого организацией.
Законопроектом предлагается оптимизировать отчетность данных участников рынка, отменив необходимость ведения журнала учета розничных продаж и представления деклараций, распространив ведение системы ЕГАИС на учет розничных продаж пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи и алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В целях недопущения срыва производства и оборота пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи производители указанной продукции, осуществляющие по состоянию на 31 декабря 2020 года учет производства пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции в соответствии со статьями 8 и 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", автоматически включаются в реестр производителей пива и пивных напитков, сидра пуаре, медовухи, до момента принятия Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка решения об исключении из указанного реестра.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что до 2023 года не применяется ответственность к организациям, имеющим соответствующее разрешение на использование основного технологического оборудования для производства пивоваренной продукции, сидра пуаре и медовухи, с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год и осуществляющих производство и оборот такой продукции. Указанная мера позволит производителям оснастить основное технологическое оборудование автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.
Законопроектом предусмотрен особый порядок вступления в силу федерального закона, отличный от порядка, установленного статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", поскольку предлагаемые изменения имеют важное значение для производителей пивоваренной продукции, в связи с чем организациям представляется время на детальное ознакомление с положениями закона для проведения мероприятий, необходимых для исполнения предусмотренных требований.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет увеличения расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет иметь благоприятные экономические и социальные последствия, так как обеспечит более эффективное регулирование производства и оборота пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи по сравнению с политикой запретов.
Проект федерального закона соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета, а также других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в части введения реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) потребует приведения действующих постановлений Правительства Российской Федерации в соответствие с устанавливаемыми нормами, касающимися оснащения основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции, а также передачи сведений в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции об объемах производства указанной продукции.
Кроме того, в связи с установлением функции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ведению реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи необходимо внести соответствующее изменение в Положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.