Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27 ноября 2020 г. N 5.1-01/2888
на проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", принятому Государственной Думой 26 ноября 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1027746-7) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2020 года, принят Государственной Думой в первом чтении 28 октября, во втором чтении - 24 ноября 2020 года.
Федеральным законом утверждаются основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Прогнозируемый общий объём доходов бюджета Фонда на 2021 год составляет 815 663,2 млн. рублей, на 2022 год - 922 457,4 млн. рублей, на 2023 год - 984 314,0 млн. рублей. Доходы бюджета Фонда формируются за счёт страховых взносов, налогов, финансовых санкций по страховым взносам, средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, переданных на исполнение государственных функций.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2021 год прогнозируется в сумме 833 293,3 млн. рублей, на 2022 год - 863 085,0 млн. рублей, на 2023 год - 893 226,5 млн. рублей. Расходы бюджета Фонда будут осуществляться в том числе в рамках реализации отдельных мероприятий государственных программ Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 296), "Доступная среда" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363) и "Развитие здравоохранения" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1640).
Бюджет Фонда сформирован в 2021 году с дефицитом в сумме 17 630,1 млн. рублей, в 2022 году с профицитом в сумме 59 372,4 млн. рублей и в 2023 году с профицитом в сумме 91 087,4 млн. рублей.
Планируемый объём дефицита бюджета Фонда на 2021 год будет обеспечен увеличением остатков средств финансового резерва бюджета Фонда, размещённых в ценные бумаги, получением бюджетом Фонда кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, привлечением источников внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда и других источников.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона Фонду в 2021 году предоставляется право направления средств бюджета Фонда на оказание медицинских услуг работникам Фонда и его территориальных органов, что не согласуется с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающими осуществление расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон принят по предмету ведения Российской Федерации, установленному пунктами "е" (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении проекта Федерального закона в Государственной Думе сроки, установленные статьей 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации, были соблюдены.
Согласно пункту 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) законом о бюджете. Поскольку Федеральный закон не содержит нормы о вступлении его в силу, то в соответствии с указанным порядком датой его вступления в силу является 1 января 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как содержит вопросы, предусмотренные пунктами "а" (федеральный бюджет) и "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Рассмотрение Федерального закона в Совете Федерации должно быть начато не позднее 11 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.