Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 1 декабря 2020 г. N 3.5-04/1901
на проект федерального закона N 1027746-7 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 ноября 2020 года, комитет отмечает следующее.
При формировании бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов были использованы следующие показатели:
фонд заработной платы на 2019 год - 25 209 млрд рублей, на 2020 год - 26 055 млрд рублей, на 2021 год - 27 890 млрд рублей, на 2022 год - 29 815 млрд рублей и на 2023 год - 31 904 млрд рублей;
номинальная среднемесячная заработная плата на одного работника в 2019 году - 47 867 рублей, в 2020 году - 50 131 рублей, в 2021 году - 53 096 рублей, в 2022 году - 56 404 рублей и в 2023 году - 60 157 рублей;
индекс потребительских цен на 2019 год - 103,0%, на 2020 год - 103,8%, на 2021 год - 103,7%, на 2022 год - 104,0% и на 2023 год - 104,0%;
численность родившихся на 2021 год - 1 412,8 тыс. человек, на 2022 год - 1 363,0 тыс. человек, на 2023 год - 1 291,8 тыс. человек.
Доходы бюджета Фонда прогнозируются в 2021 году в сумме 815,7 млрд рублей (100,5% к уровню 2020 года (811,6 млрд рублей), в 2022 году - 922,5 млрд рублей (112,4% к уровню 2021 года), в 2023 году - 984,3 млрд рублей (105,1% к уровню 2022 года), в том числе: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году - 608.2 млрд рублей (100,6% к уровню 2020 года), в 2022 году - 703,7 млрд рублей (116,4% к уровню 2021 года), в 2023 году - 753,1 млрд рублей (106,5% к уровню 2022 года), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году - 148,7 млрд рублей (101,4% к показателю 2020 года), в 2022 году - 160,0 млрд рублей (103,0% к показателю 2021 года), в 2023 году - 172,7 млрд рублей (102,7% к показателю 2022 года).
Также Федеральным законом предусмотрены средства, передаваемые бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий, из федерального бюджета в 2021 году - 45,4 млрд рублей и из бюджета ФОМС - 13,3 млрд рублей, в 2022 году - 45,9 млрд рублей из федерального бюджета и из бюджета ФОМС - 12,9 млрд рублей, в 2023 году - 46,3 млрд рублей из федерального бюджета и из бюджета ФОМС - 12,2 млрд рублей. Таким образом, предусматривается выполнение обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов, в полном объеме.
Объём расходов бюджета Фонда в 2021 году составит 833.3 млрд рублей (105,7% к уровню 2020 года), в 2022 году - 863.1 млрд рублей (103,8% к показателю 2021 года), в 2023 году - 893.2 млрд рублей (102,2% к показателю 2022 года) из них:
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году в сумме 663,2 млрд рублей, в 2022 году - 688,4 млрд рублей, в 2023 году - 713,9 млрд рублей;
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2021 году в сумме 111,3 млрд рублей, в 2022 году - 115,9 млрд рублей, в 2023 году - 120,8 млрд рублей.
Бюджет Фонда в 2021 году предусмотрен с дефицитом в сумме 17,6 млрд рублей, в 2022 - 2023 годах - с профицитом в сумме 59,4 млрд рублей и 91,1 млрд рублей соответственно.
На 2021 - 2023 годы предусмотрены межбюджетные трансферты на компенсацию выпадающих доходов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году 95,9 млрд рублей (увеличение в 22 раза к уровню, утвержденному Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"), в 2022 году - 102,6 млрд рублей, в 2023 году - 109,7 млрд рублей. Указанное увеличение обусловлено установлением дополнительных пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, включая субъекты малого и среднего предпринимательства.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматриваются.
Федеральным законом предусматривается использование в 2021 году остатков средств федерального бюджета и бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2021 года, образовавшихся в результате неполного использования бюджетных ассигнований.
В 2021 году Фондом предусмотрено осуществление реализации пилотного проекта по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. На указанные цели предусмотрены расходы в объеме 18,5 млн рублей.
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе: на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы на осуществление указанных полномочий, предусмотрены в пределах межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета. Исходя из установленных бюджетных назначений предусмотренные объемы средств на эти цели на период 2021 - 2023 годов сохраняется на уровне 2020 года 33,3 млрд рублей.
Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что предусмотренный объем бюджетных ассигнований из федерального бюджета недостаточен для обеспечения гарантий государства перед инвалидами по предоставлению им технических средств реабилитации в полном объеме. Недостаток средств на 2021 года составляет 13,3 млрд рублей. В целом для погашения задолженности перед инвалидами и обеспечения текущих обязательств в 2021 году необходимо 45,6 млрд рублей.
Предусмотрено увеличение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Фонда на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в 2021 году - 6,2 млрд рублей, в 2022 году - 6,6 млрд рублей, в 2023 году - 7,1 млрд рублей.
В Федеральном законе предусмотрены средства в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в объеме 5,7 млрд рублей ежегодно.
Вместе с тем, комитет неоднократно отмечал, что Счетной палатой Российской Федерации указывалось на недостаточность средств, предусматриваемых на санаторно-курортное лечение.
Комитет считает необходимым отметить, что завершение перехода субъектов Российской Федерации от зачетного принципа на "прямые" выплаты пособий территориальными органами Фонда в 2021 году (в настоящее время 77 субъектов Российской Федерации) позволит учесть в бюджете Фонда на 2021 год средства на погашение кредиторской задолженности перед страхователями.
Федеральным законом предусмотрено использование остатков средств по состоянию на 1 января 2021 года, образовавшихся в результате неполного использования Фондом в 2020 году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, на осуществление:
дополнительных социальных гарантий отдельным категориям медицинских работников в виде единовременной страховой выплаты;
специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
специальной социальной выплаты работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены. С учетом изложенного комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.