Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1082672-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами"
Досье на проект федерального закона
Действующая редакция Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" устанавливает общие принципы освещения деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами. В частности, освещение деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется на основе следующих общих принципов:
1) распространение информации о деятельности каждой парламентской партии в равном объеме;
2) публичность государственного контроля за освещением деятельности парламентских партий;
3) творческая независимость и профессиональная самостоятельность редакций государственных общедоступных телеканалов или радиоканалов при освещении деятельности парламентских партий, включая самостоятельное определение оснований, форм и способов такого освещения;
4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности парламентских партий.
Одновременно с этим вышеуказанный Федеральный закон содержит ряд гарантий равенства освещения деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами.
В частности, контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством при участии парламентских партий, Общественной палаты Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, и общероссийской организации телерадиовещания, являющейся учредителем и распространителем государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов.
Кроме того, установлено, что порядок и методика учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах), утверждаются решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации.
Отдельно отмечается, что в методике учета объема эфирного времени должны предусматриваться такие показатели, как количество сообщений, содержащих информацию, указанную в части 2 статьи 4 Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами", продолжительность таких сообщений, а также общий хронометраж заявлений и выступлений (фрагментов заявлений и выступлений) лиц, указанных в пунктах 2 - 5 части 2 статьи 4 Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами".
Представляется, вышеуказанные гарантии не в полной мере позволяют реализовать принцип равенства доступа парламентских партий к освещению их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами. В частности, при предоставлении эфирного времени общедоступными телеканалами и радиоканалами не учитывается важнейший показатель - объем зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), исследование которого осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". Так, под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований. Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также порядок утверждения уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) осуществляется в соответствии со статьями 24.1 и 24.2 вышеуказанного Федерального закона.
Настоящим проектом федерального закона в целях обеспечения принципа равенства парламентских партий при реализации ими права на освещение их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами предлагается учитывать критерий объема зрительской аудитории общероссийской телепрограммы (телепередачи), радиопрограммы (радиопередачи) и региональной телепрограммы (телепередачи), радиопрограммы (радиопередачи), разница которого при освещении деятельности какой-либо парламентской партии не должна составлять более 5 процентов по отношению к другим парламентским партиям по итогам каждого календарного месяца.
В этих целях настоящим проектом федерального закона предлагается изложить абзац 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 12 мая 2009 г. N 95-ФЗ "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами" в следующей редакции:
"3. Порядок и методика учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах), утверждаются решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации. В методике учета объема эфирного времени должны предусматриваться такие показатели, как количество сообщений, содержащих информацию, указанную в части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, продолжительность таких сообщений, объем зрительской аудитории общероссийской телепрограммы (телепередачи), радиопрограммы (радиопередачи) и региональной телепрограммы (телепередачи), радиопрограммы (радиопередачи), разница которого при освещении деятельности какой-либо парламентской партии не должна составлять более 5 процентов по отношению к другим парламентским партиям по итогам каждого календарного месяца, а также общий хронометраж заявлений и выступлений (фрагментов заявлений и выступлений) лиц, указанных в пунктах 2-5 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.".
Реализация предусмотренных настоящим проектом федерального закона положений будет способствовать развитию политической конкуренции и демократии в целом.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами"
В связи со вступлением в силу настоящего Федерального закона Центральной избирательной комиссии Российской Федерации привести в соответствие с его положениями следующие нормативные правовые акты:
1) Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 августа 2009 г. N 167/1190-5 "О Порядке учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах)";
2) Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 5 августа 2009 г. N 167/1191-5 "О Методике учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах) и региональных телепрограммах (телепередачах), радиопрограммах (радиопередачах)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.