Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 15 декабря 2020 г. N 3.2-04/3368
на проект федерального закона N 1022121-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (проект N 1022121-7), принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование механизмов предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в целях ускорения реализации субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Федеральным законом в ряд статей Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) вносятся изменения, содержащие следующие новации.
1. Устанавливается новая функция Фонда, согласно которой Фонд привлекает кредитные и иные заемные средства в целях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. При этом порядок и условия привлечения указанных средств устанавливаются наблюдательным советом Фонда.
Возврат привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств и уплата процентов за их использование и (или) возмещение расходов по возврату указанных средств и уплате процентов за их использование будет осуществляться за счет дополнительных имущественных взносов Российской Федерации. Кроме этого, на уплату процентов за использование привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств также будут направляться доходы, полученные Фондом от инвестирования временно свободных средств и других не запрещенных законом поступлений.
2. Закрепляется право Фонда на предоставление субъекту Российской Федерации сверхлимитной финансовой поддержки, которой является предоставление конкретному субъекту Российской Федерации финансовой поддержки сверх установленного для данного региона лимита такой поддержки на текущий год, но не свыше рассчитанного для этого региона в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации увеличения лимита средств на переселение в предстоящие годы до 2024 года включительно.
При этом уточняется, что сверхлимитная финансовая поддержка предоставляется за счет временно свободных средств Фонда, а также привлеченных Фондом кредитных и иных заемных средств.
Также устанавливается общее правило о расчете суммы временно свободных средств Фонда, которую Фонд вправе использовать на предоставление субъектам Российской Федерации сверхлимитной финансовой поддержки. Указанная сумма рассчитывается на текущий год и каждый последующий год до 2024 года включительно, исходя из минимального за несколько предшествующих лет отношения суммы не востребованных (не выбранных) субъектами Российской Федерации средств финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствующем году. При этом порядок расчета указанной суммы, условия предоставления сверхлимитной финансовой поддержки устанавливаются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства.
3. Федеральным законом устанавливается, что сверхлимитная финансовая поддержка может быть предоставлена субъекту Российской Федерации при условии:
завершения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной до 1 января 2019 года;
отсутствия неисполненных обязательств по возврату средств Фонда по предусмотренным основаниям;
принятия субъектом Российской Федерации обязательства по досрочному завершению всех или части мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года (пропорционально сумме предоставляемой сверхлимитной финансовой поддержки).
Федеральным законом закреплено, что сверхлимитная финансовая поддержка предоставляется на основании договора, заключаемого между Фондом и субъектом Российской Федерации, в который включаются целевые показатели реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, скорректированные с учетом ускорения реализации данной программы.
Также предусматривается положение о возврате субъектом Российской Федерации в Фонд части сверхлимитной финансовой поддержки, предоставленной на текущий год, если эти средства не использованы на установленные цели (приобретение жилых помещений, выплата возмещения за изымаемые жилые помещения, предоставление субсидий). Такой возврат осуществляется в течение шести месяцев после предоставления поддержки Фондом, а возвращенные средства не подлежат перераспределению между другими субъектами Российской Федерации.
4. Федеральным законом корректируются условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ.
В частности, признается утратившим силу положение, в соответствии с которым для предоставления Фондом финансовой поддержки требовалось наличие комплекса мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда после 1 января 2015 года.
Предусматривается, что использование земельных участков под аварийными многоквартирными домами, переселение граждан из которых осуществлено за счет финансовой поддержки Фонда, должно осуществляться, в том числе и на цели индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах с численностью населения не более 30 тысяч человек, если такие земельные участки предоставляются:
гражданам, имеющим трех и более детей, отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа;
для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, а также гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, - в безвозмездное пользование на срок не более чем шесть лет.
5. Устанавливается право субъекта Российской Федерации использовать средства, подлежащие возврату в Фонд по установленным основаниям, на реализацию региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, действие которых начинается после 1 января 2019 года. Реализация такого права возможна при условии заключения с Фондом соглашения, по которому субъект Российской Федерации в целях прекращения обязательства по возврату указанных средств Фонда безотзывно отказывается от получения финансовой поддержки за счет средств Фонда, в пределах суммы, подлежащей возврату, на которую субъект Российской Федерации мог бы в будущем претендовать исходя из установленного лимита предоставления финансовой поддержки. При этом по указанному соглашению обязательства субъекта Российской Федерации по возврату средств Фонда прекращаются, а правление Фонда принимает решение об уменьшении лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, рассчитанного для данного субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон будет способствовать ускорению реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и повышению эффективности оказания финансовой поддержки Фонда на указанные цели.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Председатель Комитета |
O.B. Мельниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.