Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2020 г. N 5.1-01/3013
на проект федерального закона N 1048141-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 31 октября 2020 года (законопроект N 1048141-7).
Необходимость принятия нового Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" обусловлена вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в соответствии с которыми изменился состав Совета Федерации и требования к сенаторам Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, положения которой воспроизводятся в Федеральном законе (статья 1), Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации.
По сравнению с действующим регулированием отдельно сформулированы общие требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, претендующим на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации (статья 2), и требования к кандидатам для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации (статья 3).
Общее требование о том, что сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, дополнено конституционным положением, согласно которому указанный гражданин Российской Федерации не вправе иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий его право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Представителями Российской Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Также устанавливается, что не может претендовать на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации гражданин Российской Федерации, осужденный к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести (всего 55 составов) и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо на день вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации, либо на день подачи письменного заявления, подтверждающего решение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Данное положение воспроизводит установленное в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничение пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В статье 3 воспроизведено положение действующего Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", согласно которому кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению, а также определен перечень исключений из этого требования. Указанный перечень дополнен положением о том, что требование о постоянном проживании не распространяется на кандидата, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является лицом, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы и имеющим классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала.
Наделение полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (статьи 4 и 5).
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, реализует свое право на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации в случае принятия им соответствующего решения, которое подтверждается путем подачи в Совет Федерации письменного заявления. Заявление может быть подано однократно (статья 6).
Порядок наделения полномочиями сенаторов Российской Федерации - представителей Российской Федерации Федеральным законом не определяется, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации их назначение отнесено к компетенции Президента Российской Федерации (не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно). Вместе с тем устанавливается, что кандидат для назначения сенатором Российской Федерации - представителем Российской Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов до дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации (статья 7).
Федеральным законом определяется перечень документов, представляемых кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации (статья 8); порядок обнародования решения о наделении полномочиями (назначении) сенатора Российской Федерации (статья 9) и обнародования информации об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий (статья 10); порядок определения сроков полномочий сенаторов Российской Федерации, дней их начала и прекращения (статья 11).
Срок полномочий сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, порядок определения дней начала и прекращения полномочий по сравнению с действующими законодательными нормами не изменяются.
Предусматривается, что осуществление полномочий сенатора Российской Федерации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, начинается со дня поступления в Совет Федерации соответствующего заявления и прекращается также по соответствующему заявлению.
Предусматривается, что полномочия сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации, назначенного указом Президента Российской Федерации, начинаются со дня вступления в силу этого указа и прекращаются по истечении шести лет со дня вступления в силу этого указа. Полномочия сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации, назначенного Президентом Российской Федерации пожизненно, прекращаются по соответствующему заявлению.
Статьей 12 Федерального закона регулируются вопросы наделения полномочиями нового сенатора Российской Федерации в случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации. В дополнение к действующему в отношении сенаторов Российской Федерации - представителей от субъектов Российской Федерации порядку предусматривается, что в случае досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации его должность считается вакантной до назначения Президентом Российской Федерации нового сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" признается утратившим силу (статья 13).
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и "г" (формирование федеральных органов государственной власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральном закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий до дня вступления в силу Федерального закона, вправе со дня вступления в силу Федерального закона направить в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации (статья 14).
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 24 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.