Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 декабря 2020 г. N 3.1-06/5876
на проект федерального закона N 1048141-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1048141-7) был внесен в Государственную Думу 31 октября 2020 года Президентом Российской Федерации и был принят Государственной Думой 17 ноября 2020 года в первом чтении, 8 декабря 2020 года - во втором чтении и 9 декабря 2020 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки.
Федеральный закон подготовлен в развитие положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", изменяющих порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации).
Федеральным законом устанавливается, что Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Закрепляется, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации - на срок полномочий соответствующего органа); Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации) - пожизненно; не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации на срок 6 лет, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно (в качестве таких сенаторов Российской Федерации могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности).
Положениями статьи 2 Федерального закона сформулированы требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, претендующим на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации. В частности, установленное действующим Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) требование о том, что сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в Российской Федерации, дополнено положением, согласно которому указанный гражданин Российской Федерации не вправе иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий его право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Данное изменение направлено на приведение законодательных положений в соответствие с нормами части 4 статьи 95 Конституции Российской Федерации. Помимо этого закрепляются дополнительные требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, содержательно корреспондирующие нормам избирательного законодательства, закрепляющим ограничения пассивного избирательного права граждан Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона воспроизведено положение действующего Федерального закона N 229-ФЗ, согласно которому кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории данного субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению, а также определен перечень исключений из этого требования.
По сравнению с положениями действующего Федерального закона N 229-ФЗ, Федеральным законом предусматриваются дополнительные исключения из ценза "оседлости". В частности, устанавливается, что требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является лицом, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы и имеющим классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала.
Соответствующее требование также не распространяется на лицо, которое в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, проходит или проходило службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается порядок наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации. Наделение полномочиями осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), что аналогично действующему порядку.
Федеральным законом также закрепляется порядок реализации права Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации. Устанавливается, что Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает в Совет Федерации письменное заявление, подтверждающее такое решение. Заявление может быть подано однократно.
Переходными положениями федерального закона предусматривается, что Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий до дня вступления в силу данного федерального закона, также вправе направить в Совет Федерации соответствующее заявление со дня вступления закона в силу.
Порядок наделения полномочиями сенаторов Российской Федерации - представителей Российской Федерации Федеральным законом не определяется, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации их назначение отнесено к компетенции Президента Российской Федерации. Вместе с тем устанавливается, что кандидат для назначения сенатором Российской Федерации - представителем Российской Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов до дня вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации.
Федеральным законом определяется перечень документов, предоставляемых кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации.
Федеральным законом также закрепляются положения, имеющие правоустанавливающее значение в части, касающейся начала и прекращения полномочий сенаторов Российской Федерации.
Федеральным законом признаётся утратившим силу Федеральный закон N 229-ФЗ, а также другие федеральные законы, которыми в него были внесены изменения.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.