Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по Регламенту и организации парламентской деятельности от 15 декабря 2020 г. N 3.10-02/1884
на проект федерального закона N 1048141-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев на своем заседании 15 декабря 2020 года Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 декабря 2020 года, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности отмечает следующее.
Проект федерального закона (проект N 1048141-7) был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу 31 октября 2020 года.
Федеральный закон направлен на развитие положений статьи 95 Конституции Российской Федерации, в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Федеральным законом предусмотрено, что в состав Совета Федерации входят:
1) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации - на срок полномочий соответствующего органа;
2) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (далее - Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий), - пожизненно. Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставлено право отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;
3) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Установлены требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, претендующим на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 95 Конституции Российской Федерации действующие требования к гражданину Российской Федерации, претендующему на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, дополнены запретом иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий его право на постоянное проживание на территории иностранного государства.
Дополнительно закрепляется, что не может претендовать на должность сенатора Российской Федерации гражданин Российской Федерации, осужденный к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо на день вступления в силу указа Президента Российской Федерации о назначении сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации, либо на день подачи письменного заявления, подтверждающего решение Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
Порядок наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации остается без изменений.
Сохранено действующее требование для кандидата на должность сенатора Российской Федерации - представителя субъекта Российской Федерации постоянно проживать на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. При этом перечень кандидатов для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, на которых не распространяется указанное требование, дополнен. В частности, указанное требование не распространяется на кандидата, который:
на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является лицом, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы и имеющим классный чин, соответствующий воинскому званию генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала;
в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации проходит или проходил службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации.
Сенаторы Российской Федерации - представители Российской Федерации назначаются указом Президента Российской Федерации сроком на шесть лет, за исключением назначаемых пожизненно. Кандидатура для назначения сенатором Российской Федерации - представителем Российской Федерации должна соответствовать требования, установленным статьей 2 Федерального закона.
Федеральным законом определяется порядок реализации Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, права на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, подает заявление в Совет Федерации. Такое заявление может быть подано однократно. При этом в переходных положениях аналогичное право установлено для Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий до дня вступления в силу Федерального закона.
Расширение представительства за счет включения в состав палаты тридцати представителей Российской Федерации, а также Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, позволит Совету Федерации эффективно реализовывать новые полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Председатель комитета |
В.С. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.