Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1085758-7 "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разрабатывается в целях повышения эффективности судебной защиты интересов публичных образований в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Необходимость совершенствования соответствующего законодательства объясняется правоприменительной практикой.
По сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за период с 1 января 2018 г. по 1 января 2020 г. по фактам противоправных действий в сфере оборонно-промышленного комплекса по материалам прокурорских проверок возбуждено 939 уголовных дел, общая сумма ущерба государству при исполнении государственного оборонного заказа, в причинении которого предъявлено обвинение, превысила 17,5 млрд. рублей. При этом фактически возмещено в ходе следствия, в том числе в добровольном порядке, 4 млрд. рублей. Свыше 1,5 млрд. рублей взыскано по искам прокуроров в судебном порядке судами общей юрисдикции.
Возникающие сложности по защите интересов государства во многом связаны с несовершенством правового механизма оспаривания сделок, заключенных между юридическими лицами в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а также в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и взыскания ущерба, причиненного Российской Федерации.
Действующие в настоящее время системы банковского сопровождения расчетов, связанных с исполнением государственного оборонного заказа, а также мониторинга и контроля за использованием средств при его размещении и выполнении в отношении государственных контрактов не обеспечивают полного исключения злоупотреблений.
Уполномоченные банковские организации при принятии к исполнению распоряжения о перечислении денежных средств контролируют проведение платежей в соответствии с контрактом, а также режим использования отдельного счета.
По результатам расследования уголовных дел и проводимых органами прокуратуры проверок продолжают регулярно выявляться факты заключения сделок на заведомо невыгодных для оборонных предприятий условиях, в том числе с организациями, не ведущими реальной хозяйственной деятельности, не имеющими необходимых лицензий и оборудования для выполнения. Кроме того, по своим задачам системы банковского сопровождения и мониторинга направлены на предотвращение возможных злоупотреблений, а не на восстановление нарушенных имущественных прав государства.
Аналогичные проблемы, как показывает анализ результатов надзорной деятельности органов прокуратуры, имеются и в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
По данным ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры, за 2018 - 2019 годы прокурорами выявлено более 300 тыс. нарушений законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, в целях устранения которых внесено более 85 тыс. представлений, предъявлено 3302 иска на сумму свыше 2 млрд. рублей. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено более 63 тыс. лиц, к административной - более 27 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 1380 уголовных дел.
Законопроект направлен на наделение прокурора правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при выполнении государственного оборонного заказала также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного ущерба.
В этих целях часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормами, предусматривающими право прокурора на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями, что позволит обеспечить возмещение ущерба, причиненного государству и муниципальным образованиям, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а также сформировать дополнительные действенные процессуальные механизмы восстановления нарушенных имущественных прав при злоупотреблениях на этапе привлечения исполнителей к выполнению государственного оборонного заказа, государственного и муниципального заказа на всех уровнях кооперации.
Расширение процессуальных полномочий органов прокуратуры позволит существенно повысить эффективность судебной защиты нарушенных имущественных прав государства при исполнении государственного оборонного заказа, обеспечить сохранность и целевое использование бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов. Внесение предлагаемых изменений обусловлено особой значимостью задач по обеспечению обороноспособности и безопасности государства, будет способствовать достижению целей научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и не связано с неоправданным повышением административной нагрузки на хозяйствующих субъектов, а также дублированием функций контролирующих органов.
Концепция законопроекта в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 февраля 2015 г. N 2-П, согласно которой осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", будет обеспечиваться в пределах установленной штатной численности за счет средств, предусмотренных Генеральной прокуратуре Российской Федерации в составе расходов федерального бюджета на руководство и управление в сфере закрепленных функций, и не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.