Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1085783-7 "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях исключения правовой коллизии между положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации в части исполнения Федеральной службой судебных приставов, а также иными органами функции по депонированию денежных средств на счетах, открытых в кредитных организациях.
Подготовка законопроекта предусмотрена пунктом 248 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Предлагаемые законопроектом изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) основаны на положениях бюджетного законодательства Российской Федерации.
Положениями статьи 860.11 части второй Кодекса закреплено право Федеральной службы судебных приставов, судов и иных органов государственной власти открывать в банках и иных кредитных организациях публичные депозитные счета.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) Федеральная служба судебных приставов, суды и иные органы государственной власти являются участниками бюджетного процесса, получателями бюджетных средств и исполняют возложенные на них законом функции за счет средств бюджета.
При этом согласно БК, регулирующему бюджетные правоотношения, учет операций, связанных с исполнением функций органами государственной власти, в том числе судами, осуществляется на счетах, открытых данным органам в территориальных органах Казначейства России либо финансовых органах субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" определено, что средства в валюте Российской Федерации, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, учитываются на счетах, открытых территориальным органам Казначейства России (финансовым органам субъекта Российской Федерации) в учреждениях Банка России или кредитных организациях с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, с отражением указанных операций на лицевых счетах, открытых получателям бюджетных средств в территориальных органах Казначейства России (финансовых органах субъектов Российской Федерации).
Указанное положение распространяется на районные, межрайонные и специализированные подразделения территориальных органов ФССП России в связи с осуществлением судебными приставами-исполнителями исполнительных действий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также суды и иные органы государственной власти.
Таким образом, бюджетным законодательством Российской Федерации созданы условия для реализации соответствующими органами функции по депонированию денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с использованием счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, открытых органам Казначейства России (финансовым органам субъектов Российской Федерации) в учреждениях Банка России, для зачисления средств в случаях, предусмотренных статьей 860.11 Кодекса, и их использования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Открытие публичных депозитных счетов подразделениям ФССП России, судам и иным органам государственной власти в кредитных организациях бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
В этой связи положения статьи 860.11 части второй Кодекса, устанавливающие право Федеральной службы судебных приставов, судов и иных органов государственной власти открывать публичные депозитные счета в банках и иных кредитных организациях, противоречат бюджетному законодательству Российской Федерации.
На основании изложенного законопроектом предусматривается исключение противоречий между положениями абзаца первого пункта 1 статьи 860.11 части второй Кодекса и положениями бюджетного законодательства Российской Федерации в части исключения ФССП России, судов и иных органов государственной власти, являющихся получателями бюджетных средств, из перечня лиц, наделенных правом открывать публичные депозитные счета в банках или иных кредитных организациях.
В целях реализации положений законопроекта подготовлен проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона N 451589-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части перераспределения полномочий по распоряжению денежными средствами, поступающими во временное распоряжение Федеральной службы судебных приставов)".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы: от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"; от 23 мая 2018 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате".
Примерный срок подготовки - март 2021 года.
Разработчик - Минюст России, соисполнитель - Минфин России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 860.11 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений в нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также признания их утратившими силу, приостановления или принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.