Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1085826-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества, остающегося без присмотра на время отбывания наказания осужденным"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества, остающегося без присмотра на время отбывания наказания осужденным" (далее - законопроект) направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 34-П (далее - Постановление).
В соответствии с частью второй статьи 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) при наличии у осужденного имущества или жилища, остающихся без присмотра, суд выносит определение или постановление о принятии мер по их охране.
Конституционный Суд Российской Федерации признал данную норму не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не закрепляет конкретных мер по охране остающегося без присмотра жилого помещения, собственником которого является осужденный, а также не устанавливает субъектов, на которых судом может быть возложена обязанность по принятию таких мер, и не определяет, за счет каких источников осуществляется их финансирование.
Законопроектом предлагается изложить часть вторую статьи 313 УПК РФ в новой редакции, согласно которой при наличии у осужденного имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра, суд разрешает вопрос о принятии мер по обеспечению сохранности указанных имущества или жилого помещения в соответствии с требованиями статьи 313.1 УПК РФ.
При этом суд выносит определение или постановление о принятии мер по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания осужденным наказания, по ходатайству осужденного при наличии одновременно таких условий, как отсутствие у осужденного возможности самостоятельно обеспечить предусмотренными законодательством Российской Федерации способами сохранность указанных имущества или жилого помещения и отсутствие сведений о том, что осужденным самостоятельно приняты достаточные меры по их сохранности.
В соответствии с проектируемой статьей 313.1 УПК РФ в целях обеспечения сохранности жилого помещения могут устанавливаться следующие меры по сохранности жилого помещения:
1) запрет федеральному органу исполнительной власти (его территориальным органам), уполномоченному Правительством Российской Федерации на осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество, осуществлять государственную регистрацию перехода права, ограничения права и обременения жилого помещения осужденного без его личного участия;
2) запрет органам регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (территориальным органам федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) осуществлять регистрацию граждан в жилом помещении по месту пребывания и по месту жительства без личного участия осужденного;
3) опечатывание органом внутренних дел жилого помещения и проверка целостности оттиска печати в установленные судом сроки по месту нахождения жилого помещения;
4) иные меры, необходимые для обеспечения сохранности жилого помещения.
Согласно законопроекту в случае если принятие мер, определенных судом, возлагается на органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в рамках исполнения этими органами полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы, связанные с обеспечением таких мер, осуществляются за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. В остальных случаях расходы будут осуществляться за счет осужденного.
В связи с этим принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также законопроектом вносятся изменения в статьи 397 и 399 УПК РФ, в соответствии с которыми суд по ходатайству осужденного рассматривает связанные с исполнением приговора вопросы об отмене мер по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения осужденного в соответствии с частью шестой статьи 313.1 УПК РФ.
Законопроектом предусматривается, что действие части второй статьи 313 и статьи 313.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта распространяется на отношения по обеспечению сохранности имущества и жилого помещения осужденного, возникшие с 13 июля 2020 г., то есть со дня официального опубликования Постановления. Данное положение основывается на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой расходы на исполнение обязанностей по охране оставшегося без присмотра жилого помещения осужденного на основании временного регулирования, предусмотренного в Постановлении до принятия изменений в законодательство Российской Федерации, могут возмещаться за период со дня официального опубликования Постановления.
Реализация законопроекта позволит обеспечить сохранность остающегося без присмотра жилого помещения осужденного.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным" признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.