Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1085849-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года"
Досье на проект федерального закона
Протокол о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года подписан в городе Москве 1 октября 2020 года (далее соответственно - Протокол, Конвенция) во исполнение подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам обращения Президента Российской Федерации к населению 25 марта 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, от 28 марта 2020 г. N Пр-586 (далее - перечень поручений Президента) об определении перечня международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечении внесения в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также прекращении действия таких договоров в случае, если договоренности о внесении соответствующих изменений не будут достигнуты.
Необходимость внесения изменений в Конвенцию вызвана изменившимися условиями экономической деятельности и продиктована экономической ситуацией как в Российской Федерации, так и в мире в целом, что, в свою очередь, вызвало необходимость концентрации финансовых ресурсов для обеспечения предпринимаемых Правительством Российской Федерации мер по поддержке населения и экономики страны в свете угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Изменения направлены на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается российским бенефициарам через мальтийскую юрисдикцию, в которой расположены компании, самостоятельно не распоряжающиеся указанными доходами и через которые такие доходы проходят транзитом.
Как правило, данные компании созданы для целей применения пониженных ставок, установленных Конвенцией.
Положения Протокола устанавливают режим налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов по ставке в размере не более 15 процентов с исключениями.
К таким исключениям в части дивидендов относятся инвестиции, осуществляемые Правительством, Центральным Банком, пенсионными фондами, страховыми учреждениями Договаривающихся Государств, а также публичными компаниями Договаривающихся Государств, у которых доля акций, дающих право голоса в таких компаниях и находящихся в свободном обращении, составляет не менее 15 процентов и которые прямо владеют не менее чем 15 процентной долей участия в капитале компаний, выплачивающих дивиденды, в течение 365 дней, прямо предшествующих дате выплаты дивидендов (далее - публичные компании).
В отношении таких доходов установлена ставка налога у источника в размере не более 5 процентов. Указанная пониженная ставка применяется исключительно в случае наличия фактического права на дивиденды у вышеуказанных получателей дохода и статуса резидента Договаривающегося Государства.
В части процентных доходов к таким исключениям относятся долговые обязательства перед Правительством, Центральным Банком, пенсионными фондами и страховыми учреждениями Договаривающихся Государств, публичными компаниями Договаривающихся Государств, а также банковские кредиты, долговые обязательства по обращающимся правительственным и корпоративным облигационным займам и долговые обязательства по обращающимся еврооблигационным займам.
Для них предусмотрена ставка налога в размере не более 5 процентов у источника при условии, что такие получатели процентного дохода, включая банки, пенсионные фонды, страховые и публичные компании, являются фактическими получателями дохода и резидентами Договаривающегося Государства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации, поскольку он содержит правила иные, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (в частности статьями 284 и 309 Налогового кодекса Российской Федерации), в том, что касается ставок, применяемых при налогообложении дивидендов и процентов, а также в отношении ставок, установленных ратифицированной Конвенцией (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы").
Протокол будет способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и Мальтой, привлечению взаимных инвестиций. Реализация Протокола не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета, а установление режима налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, являющимся налоговыми резидентами Мальты, по ставке 15 процентов приведет к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года" не содержит положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Ратификация Протокола не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
на проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года"
Принятие и реализация Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию менаду Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года"
Принятие Федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.