Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2020 г. N 5.1-01/3014
на проект федерального закона N 1048146-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 31 октября 2020 года (законопроект N 1048146-7).
Необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) обусловлена вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", в соответствии с которыми изменился состав Совета Федерации, наименование государственной должности лиц, входящих в состав Совета Федерации, и требования к указанным лицам.
В целях приведения Федерального закона N 3-ФЗ в соответствие с Конституцией Российской Федерации в его наименовании и тексте слова "член Совета Федерации" в соответствующем числе и падеже заменяются словами "сенатор Российской Федерации" в соответствующем числе и падеже.
Кроме того, Федеральный закон N 3-ФЗ дополняется новыми положениями, касающимися правового положения сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы.
Предусмотренное пунктом "г" части первой статьи 4 Федерального закона N 3-ФЗ основание досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы (утрата гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства) дополняется положением, согласно которому полномочия прекращаются досрочно также в случае получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Признаются утратившими силу части третья и четвертая статьи 6 Федерального закона N 3-ФЗ, которыми определено, что сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях, а срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях, засчитывается в выслугу лет служащих или работников указанных органов и учреждений.
Пункт "а" части четвертой статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ, в соответствии с которым основанием для проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых сенаторами Российской Федерации, депутатами Государственной Думы, и соблюдения ими ограничений и запретов, установленных федеральными конституционными законами и федеральными законами, является достаточная информация, представленная правоохранительными или налоговыми органами, дополняется положением, согласно которому основанием для проведения названной проверки является также информация, представленная иными федеральными государственными органами.
Устанавливается, что сенатор Российской Федерации - представитель Российской Федерации, сенатор Российской Федерации - Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации, вправе иметь до семи помощников по работе в Совете Федерации, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Срочный служебный контракт или срочный трудовой договор с указанными помощниками, в том числе сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации, осуществляющего свои полномочия пожизненно, заключается на срок не более шести лет.
Уточняется, что при исчислении срока полномочий сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, необходимого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии (в соответствии с частью второй статьи 29 действующей редакции Федерального закона N 3-ФЗ необходимо осуществлять полномочия сенатора Российской Федерации не менее пяти лет), в него включается период продолжительностью не более двух месяцев, в течение которого соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями сенатора Российской Федерации.
Указанное уточнение будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов законодательной власти) и "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато Советом Федерации не позднее 24 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.В. Яцкину, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, председателю Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности В.С. Тимченко, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя Аппарата |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.