Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 декабря 2020 г. N 3.1-06/5877
на проект федерального закона N 1048146-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1048146-7) был внесен в Государственную Думу 31 октября 2020 года Президентом Российской Федерации и был принят Государственной Думой 17 ноября 2020 года в первом чтении, 8 декабря 2020 года - во втором чтении и 9 декабря 2020 года - в третьем чтении. В ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта Федерального закона в его текст внесены поправки.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) в целях приведения правового регулирования статуса членов палат Федерального Собрания Российской Федерации в соответствие с изменениями, внесенными в Конституцию Российской Федерации Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации N 1-ФКЗ).
В данных целях Федеральным законом понятие "член Совета Федерации", используемое в Федеральном законе N 3-ФЗ, заменяется на понятие "сенатор Российской Федерации".
Помимо этого Федеральным законом предусматриваются новые категории сенаторов Российской Федерации, а именно: представители Российской Федерации, назначенные Президентом Российской Федерации, а также сенатор Российской Федерации - Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки (в случае принятия им решения об осуществлении полномочий сенатора Российской Федерации), а также устанавливается правовое регулирование статуса таких сенаторов Российской Федерации.
В частности статья 2 Федерального закона N 3-ФЗ дополняется частью 2.1, в соответствии с которой в случаях, если другими правовыми актами для сенатора Российской Федерации - Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также для членов его семьи предусмотрены иные нормы, устанавливающие более высокий уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, к названным лицам применяются положения этих актов.
Помимо этого Федеральный закон N 3-ФЗ дополняется новой статьей 20.1, в соответствие с которой лишение неприкосновенности сенатора Российской Федерации - Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации и федеральным законом, устанавливающим гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи.
Помимо этого Федеральным законом расширяется перечень оснований для досрочного прекращения полномочий сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы путем дополнения данного перечня случаем установления фактов, свидетельствующих о несоблюдении требований, ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации в отношении лиц, претендующих на осуществление полномочий сенатора Российской Федерации, кандидатов в депутаты Государственной Думы.
Федеральным законом также устанавливается досрочное прекращение полномочий федеральных парламентариев не только в случае утраты сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства, но также и в случае получения ими вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Признаются утратившими силу части 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 3-ФЗ, которыми определено, что сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях, а срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет служащих или работников указанных органов и учреждений.
Помимо этого Федеральным законом расширяется перечень оснований для проведения парламентской проверки, предусмотренной положениями статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ. Устанавливается, что основанием для проведения соответствующей проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке правоохранительными, налоговыми и иными федеральными государственными органами.
Устанавливается, что сенатор Российской Федерации - представитель Российской Федерации, сенатор Российской Федерации - Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, вправе иметь до семи помощников по работе в Совете Федерации, работающих по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору. Срочный служебный контракт или срочный трудовой договор с указанными помощниками заключается на срок не более шести лет.
Федеральным законом также предусматривается, что при исчислении срока полномочий сенатора Российской Федерации - представителя от субъекта Российской Федерации, необходимого для назначения ежемесячной доплаты к пенсии, в него включается период, в течение которого соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации принимается решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями сенатора Российской Федерации, продолжительностью не более двух месяцев. Действие данных положений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, касающиеся финансового регулирования.
Федеральный закон согласуется с Конституцией Российской Федерации и системой федерального законодательства.
Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.