Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 декабря 2020 г. N 5.1-01/3020
на проект федерального закона N 1051718-7 "О федеральной территории "Сириус", принятому Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым 9 ноября 2020 года (N 1051718-7).
Федеральный закон принят в соответствии с частью 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону на территории Российской Федерации в целях обеспечения комплексного устойчивого социально-экономического и инновационного развития соответствующей территории создается федеральная территория "Сириус", которой признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование с установленными особенностями организации публичной власти и осуществления экономической и иной деятельности.
В федеральной территории "Сириус" создается система органов публичной власти, Федеральным законом определены осуществляемые ими полномочия.
Закрепляется, что местное самоуправление в федеральной территории "Сириус" осуществляется проживающими на ее территории гражданами непосредственно в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (правотворческая инициатива граждан; инициативные проекты; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания, общественные обсуждения; собрания граждан и др.), а также через органы публичной власти федеральной территории "Сириус", осуществляющие в том числе полномочия органов местного самоуправления городского округа, определенные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, если такие полномочия не переданы для осуществления органам местного самоуправления городского округа город-курорт Сочи Краснодарского края.
Нормативным правовым актом, определяющим вопросы организации и функционирования федеральной территории "Сириус", является Устав федеральной территории "Сириус", который до его утверждения Советом федеральной территории "Сириус" подлежит согласованию Правительством Российской Федерации. Уставом устанавливаются, в частности, виды, порядок подготовки, принятия (издания), регистрации, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус"; официальные символы федеральной территории "Сириус" и порядок их использования; вопросы организации деятельности органов публичной власти федеральной территории "Сириус". Предусмотрен государственный учет нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус", который будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Также предусмотрено учреждение печатного средства массовой информации и сетевого издания для официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории "Сириус", иной официальной информации.
Систему органов публичной власти федеральной территории "Сириус" составляют: Совет федеральной территории "Сириус" - представительный орган федеральной территории "Сириус" (далее - Совет); администрация федеральной территории "Сириус" - исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус", а также иные органы публичной власти федеральной территории "Сириус", предусмотренные Уставом федеральной территории "Сириус". Совет формируется на пять лет в составе семнадцати членов (девять - избираются в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; три - назначаются Президентом Российской Федерации; три - назначаются Правительством Российской Федерации; один - назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) Краснодарского края; глава администрации федеральной территории "Сириус" - входит в состав Совета по должности). Членом Совета может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Лица, избранные (назначенные) членом Совета, замещают государственные должности Российской Федерации. Члены Совета, в том числе председатель, заместитель председателя, могут осуществлять свои полномочия на постоянной или непостоянной основе. Председатель Совета избирается на должность из состава Совета по представлению Президента Российской Федерации на срок полномочий Совета.
Определены вопросы, которые находятся в исключительной компетенции Совета федеральной территории "Сириус", в том числе утверждение бюджета федеральной территории "Сириус" на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении; назначение выборов членов Совета.
Глава администрации федеральной территории "Сириус" назначается Советом на срок до 5 лет. Главой администрации федеральной территории "Сириус" может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Администрация федеральной территории "Сириус" осуществляет полномочия органов публичной власти федеральной территории "Сириус", предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий, отнесенных Федеральным законом к полномочиям Совета, обладает правами юридического лица.
Устанавливается, что внешний финансовый контроль и прокурорский надзор осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Особенности осуществления государственного (за исключением налогового) контроля (надзора), муниципального контроля могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус".
Выборы членов Совета проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральным законом. Установлено, что правом избирать членов Совета обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых расположено в пределах соответствующего избирательного округа, а также граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные по месту пребывания в пределах соответствующего избирательного округа не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
Правом быть избранным членом Совета обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год, не имеющий ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно Федеральному закону подготовку и проведение выборов членов Совета обеспечивают и осуществляют территориальная избирательная комиссия федеральной территории "Сириус", которая формируется в количестве одиннадцати членов с правом решающего голоса Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; участковые избирательные комиссии, формируемые территориальной комиссией.
Выборы членов Совета назначаются Советом не ранее чем за 100 и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов членов Совета подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Днем голосования на выборах членов Совета нового созыва, избрание которых предусмотрено Федеральным законом, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных членов Совета, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах. Устанавливаются случаи назначения и проведения повторных и (или) дополнительных выборов.
Регулируются также вопросы проведения предвыборной агитации, создания и использования избирательных фондов кандидатов, установления итогов голосования, определения результатов выборов и их официального опубликования, осуществления расходов, связанных с подготовкой и проведением выборов.
Экономическую основу деятельности органов публичной власти федеральной территории "Сириус" составляют имущество и имущественные права, в отношении которых органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия собственника, средства бюджета федеральной территории "Сириус", включая предоставляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, средства добровольных отчислений и пожертвований юридических и физических лиц, и иные средства, привлекаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" осуществляют полномочия собственника в отношении муниципального имущества и имущественных прав федеральной территории "Сириус", а также имущества и имущественных прав, переданных федеральной территории "Сириус" Российской Федерацией, Краснодарским краем, муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края. При этом порядок и условия приватизации данного имущества определяются нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус" в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества.
Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" от ее имени могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде в рамках их компетенции, осуществлять функции и полномочия учредителя в отношении создаваемых предприятий, учреждений, иных организаций, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ и в иных организациях.
Согласно Федеральному закону в федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование, например, таких отношений, как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; регулирование градостроительной деятельности; привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан; осуществление медицинской, фармацевтической деятельности; осуществление деятельности, связанной с обработкой персональных данных; осуществление генно-инженерной деятельности.
Органы публичной власти федеральной территории "Сириус" вправе определить особенности создания искусственных земельных участков на примыкающих к федеральной территории "Сириус" внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации.
Для достижения целей создания и функционирования федеральной территории "Сириус" Правительством Российской Федерации по согласованию с органами публичной власти федеральной территории "Сириус" утверждается программа развития федеральной территории "Сириус". Также Правительством Российской Федерации и органами публичной власти федеральной территории "Сириус" в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации могут устанавливаться меры поддержки лиц, осуществляющих деятельность в федеральной территории "Сириус".
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
С учётом установленных Федеральным законом значительных особенностей правового регулирования необходимы корреспондирующие изменения в законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон "О противодействии коррупции", Федеральный закон "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "б" (федеративное устройство), "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), "г" (организация публичной власти, установление порядка деятельности федеральных органов государственной власти), "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленным пунктами "г" (разграничение государственной собственности), "и" (установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации), "н" (установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 8 Федерального закона, определяющей финансирование переданных полномочий, которая вступает в силу с 1 января 2022 года.
Со дня вступления в силу Федерального закона и до 31 декабря 2025 года действует переходный период, в течение которого решаются вопросы организации функционирования федеральной территории "Сириус".
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации (финансовое регулирование), и его рассмотрение должно быть начато не позднее 24 декабря 2020 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О.В. Мельниченко, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.