Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 15 декабря 2020 г. N 3.1-05/5873
на проект федерального закона N 1051718-7 "О федеральной территории "Сириус", принятому Государственной Думой 9 декабря 2020 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О федеральной территории "Сириус" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1051718-7) был внесен в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым 9 ноября 2020 года и принят Государственной Думой 18 ноября 2020 года в первом чтении, 8 декабря 2020 года - во втором чтении и 9 декабря 2020 года - в третьем чтении.
Федеральный закон подготовлен в целях реализации отдельных положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Конституции Российской Федерации на территории Российской Федерации могут быть созданы федеральные территории.
Федеральный закон устанавливает правовые основы функционирования федеральной территории "Сириус", а также регулирует отношения, возникающие в связи с ее созданием, организацией деятельности органов публичной власти, осуществлением экономической и иной деятельности на данной территории.
Федеральным законом определяется система органов публичной власти федеральной территории "Сириус", которую составляют Совет федеральной территории, администрация федеральной территории и иные органы публичной власти, если их образование предусмотрено уставом федеральной территории "Сириус".
Совет федеральной территории "Сириус" является представительным органом и формируется сроком на пять лет в составе 17 членов, из которых: 9 - избираются; 3 - назначаются Президентом Российской Федерации; 3 - назначаются Правительством Российской Федерации; 1 - назначается высшим должностным лицом Краснодарского края; 1 - глава администрации федеральной территории "Сириус", который входит в состав Совета федеральной территории по должности. Члены Совета федеральной территории замещают государственные должности Российской Федерации.
Совет федеральной территории возглавляет председатель, который избирается на должность из состава Совета федеральной территории по представлению Президента Российской Федерации на срок полномочий Совета федеральной территории "Сириус".
К исключительной компетенции Совета федеральной территории "Сириус" отнесены вопросы утверждения устава федеральной территории, стратегии социально-экономического развития, бюджета, установления, введения в действие и прекращения действия местных налогов и сборов, а также иные вопросы.
Федеральным законом подробно определяются принципы и порядок проведения выборов членов Совета федеральной территории "Сириус". Члены Совета федеральной территории "Сириус" избираются на пять лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Таким образом, обеспечивается представительный характер Совета федеральной территории "Сириус".
Администрация федеральной территории "Сириус" является исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус". Глава администрации назначается Советом федеральной территории "Сириус" на срок до пяти лет.
Кроме того, Федеральным законом определяются формы участия граждан в управлении территорией, в том числе в решении вопросов местного значения.
Такая система и структура органов публичной власти позволит в полной мере обеспечить реализацию интересов населения, проживающего на территории муниципального образования городской округ "Сириус".
В соответствии с Федеральным законом федеральная территория "Сириус" является экономически самостоятельной, имеет собственный бюджет, имущество и имущественные права. Экономическую основу составляют имущество и имущественные права, в отношении которых органы публичной власти федеральной территории осуществляют полномочия собственника, средства бюджета федеральной территории "Сириус", включая предоставляемые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджета Краснодарского края, средства добровольных отчислений и пожертвований юридических и физических лиц и иные средства, привлекаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом предусматривается установление на федеральной территории в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации местных налогов и сборов. Особенности налогообложения на федеральной территории будут устанавливаться законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В целях обеспечения особого правового режима законом определяется, что на федеральной территории "Сириус" может устанавливаться специальное регулирование общественных отношений, частности, в сфере технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулирования градостроительной деятельности, осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, в области физической культуры и спорта, а также деятельности, связанной с разработкой, производством и оборотом медицинских изделий, биомедицинских клеточных продуктов, биологически активных добавок и специализированных продуктов питания для спортсменов.
Федеральным законом предусматривается переходный период, который действует со дня вступления в силу Федерального закона и до 31 декабря 2025 года, в течение которого решаются вопросы организации функционирования федеральной территории "Сириус". Не позднее 31 декабря 2021 года нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Краснодарского края, муниципальные правовые акты, должны быть приведены в соответствие с предлагаемыми правовыми положениями.
Федеральный закон направлен на определение правовых основ, необходимых для комплексного социально-экономического, научно-технологического и инновационного развития федеральной территории "Сириус", а также для реализации масштабных инфраструктурных проектов и повышения инвестиционной привлекательности данной территории.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагают одобрить данный Федеральный закон.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза законопроекта. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О федеральной территории "Сириус".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.